Археологическая карта Екатеринбурга: анимизм, фетишизм, каннибализм и другие реалии энеолита
Аксиома: не все то, что мы считаем сейчас непотребным и аморальным, было таковым в древности. Новый рассказ Znak.com из цикла «Археологическая карта Екатеринбурга» иллюстрирует, как сильно трансформировалось с древних времен наше отношение к умершим, их телам и их душам.
В 1956–1957 годах и затем в 1959 году силами среднеуральской археологической экспедиции под руководством Елизаветы Михайловны Берс был проведен большой комплекс работ по изучению древностей Аятского озера. Оно находится в 70 километрах к северу от Екатеринбурга, чуть-чуть не доезжая Невьянска. К началу XIX века на этом месте было три озера: Большое, Среднее и Малое Аятское. В 1825 году здесь построили деревянную плотину, чтобы накапливать воду для Режевского завода. И озеро стало единым. В 1960-х годах плотину заменили на железобетонную конструкцию. И прежде чем строить, попросили археологов изучить площадку вокруг.
Оказалось, что водоем был популярным местом. Отряд Берс нашел пять древних поселений и три разновременных могильника.
В числе прочего при исследовании поселения Аятское I было раскопано необычное захоронение эпохи энеолита (меднокаменного века), относящееся к концу IV — началу III тыс. до нашей эры.
Сама Берс описывала эту могилу как четырехугольную, с закругленными в районе плеч краями. Погребение было заглублено в землю совсем немного — на 10–15 сантиметров. «Хоронили на спине, с руками, вытянутыми вдоль туловища, верхней частью на восток, в одежде и с вещами. После опускания трупа в землю, погребение сожгли», — констатировала исследователь. Горящий костер поддерживали несколько дней подряд. После над могилой возвели нечто вроде домика. Видимо, наподобие тех, что до сих пор строят над могилами манси.
На то, что умерший имел высокий статус, указывает набор сопутствующих артефактов. Вся одежда погребенного была буквально усыпана украшениями из камня и кости. В области шеи, туловища, рук и пояса исследователи нашли порядка 80 подвесок. На месте сердца лежала пластинка слюды, блестевшая на солнце, как зеркало. Около таза обнаружили несколько скребков и набор наконечников стрел, в верхней части — сломанную полированную каменную бляху с отверстием. Очевидно, что все это помогало усопшему освоиться в загробном мире. Дополнительно к этому труп был обильно пересыпан охрой (гидрат окиси железа). Археолог полагала, что охра, имеющая насыщенный бурый цвет, была символом крови.
Но еще удивительнее, что голова похороненного была обнаружена в одном из жилищ поселка. Вероятно, эта часть усопшего также пользовалась особым статусом. Играла ли она функцию фетиша — некоей обожествляемой вещи или отражала какие-то анимистические представления (верования в существование души) той эпохи, — сказать сейчас трудно. Но удалось установить абсолютно точно, что с эпохи неолита (нового каменного века) традиция подобных погребений получила на Урале широкое распространение.
К примеру, с отчлененной головой был в энеолите похоронен мужчина в поселении Дружный. Его голова стояла отдельно теменем вверх, а шейные позвонки обнаружили в сосуде. Аналогичная ситуация была зафиксирована археологами в погребении в гроте у Каменного Кольца на реке Сим (Челябинская область). Череп погребенного здесь был отделен и уложен в центр могильной ямы затылком вверх.
На памятнике Остров-2 в Ингальской долине (Тюменская область) в одной из могильных ям был найден отрубленный череп ребенка возрастом около 7–8 лет, в другой — череп ребенка 4–5 лет. При раскопках на святилище в районе Шайтанского озера (Свердловская область) были зафиксированы кремированные останки женщины, чья голова в древности была специально отрезана и помещена между двух валунов. На черепе сохранилась налобная повязка и височные украшения в виде медных дисков. Датировано это погребение IV–III веками до нашей эры.
Отдельные человеческие черепа древних уральцев находили еще в XIX веке в районе Карасьего и Шигирского озер (Свердловская область). Не исключено, что они специально были погружены в воду где-то в прибрежной части и, попав в залежи торфа, сохранились до наших дней.
По одному из черепов с Шигирского озера в лаборатории известного советского антрополога Михаила Герасимова в 1950-х годах восстановили облик человека. Оказалось, что это девушка 17–19 лет смешанного антропологического типа, имевшая черты европеоидной и монголоидной рас. Сейчас сам череп и бюст-реконструкция физического облика погибшей выставлены в Свердловском областном краеведческом музее.
Но и это еще не все. Недавние исследования на Горбуновском торфянике в районе Нижнего Тагила позволили зафиксировать факт каннибализма среди древних уральцев. Обглоданные человеческие кости среди прочего кухонного мусора, собранного на археологическом памятнике, зафиксировали сотрудники Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН, участвовавшие в работах. Кажется, что этот факт поставил перед исследователями новые вопросы. Являлась ли антропофагия девиантным поведением, способом спастись от голода или получить силу и навыки умершего?
В Уржумском районе мужчина бросил полено в карету скорой помощи
Семья газовика, погибшего при взрыве газа в «Новопатрушево», получила компенсацию в ₽1 млн
Главу отдела расследований ФБК Албурова оштрафовали на 30 тысяч за полеты дрона над дачей
За год квадратный метр жилья в Югре подорожал на 20%