$63.7244   €70.5047
КУРЕЦ — новостной перекур

Археологическая карта Екатеринбурга: как жили оружейные бароны раннего железного века

12.06.2021 07:39

Археологическая карта Екатеринбурга: как жили оружейные бароны раннего железного века

Три тысячи лет до нашей эры на стыке нынешних Свердловской, Челябинской и Курганской областей оформился Уральский очаг металлургии, поставивший регион по значимости в один ряд с крито-микенским миром и Кавказом. Ярчайший его образец — Иткульская археологическая культура раннего железного века. Роль амбассадора досталась скифо-сарматским племенам, получавшим отсюда свое вооружение. А изучение памятников древних металлургов началось с любопытной находки — клада из четырех десятков причудливых фигурок из меди, который обнаружили школьники из Полевского на Азов-горе в 1940 году. Это событие породило настоящую золотую лихорадку, и только благодаря усилиям писателя Павла Бажова дело удалось направить в русло квалифицированных научных исследований. Об этом в новом материале проекта Znak.com «Археологическая карта Екатеринбурга».

В восьми километрах на юг от свердловского города Полевского, почти сразу за поселком Зюзельским, находится Азов-гора. Сюда можно добраться, проехав часть пути на автобусе маршрута № 106 либо на машине. От дороги до вершины — пешком 500 метров.

Здесь в сентябре 1940 года было совершено удивительное научное открытие. Оценили его не сразу. В Европе тринадцатый месяц шла Вторая мировая война: люфтваффе громило Лондон, крингсмарине осваивали Атлантику, итальянцы начинали бои в Африке. На этом фоне находка, сделанная в Уральских горах, осталась почти незаметной. Ее истинное значение откроется спустя десятилетия.

Отличились ученики школы № 1 Полевского. «Мальчишки прочитали очередной сказ Бажова „Дорогое имячко“, действие которого происходило на Азов-горе, и пошли искать клады чуди белоглазой, описанные в сказе. Устали и стали развлекаться, бросая с обрыва камни. Поднимая очередной, они обнаружили то, что искали — припрятанный клад, необычные фигурки. Дети думали, что это золото или серебро. Начали ломать вещи, для того чтобы по излому определить это. Но, к их большому сожалению, оказалось, что это всего лишь медь», — рассказывает руководитель детского археологического кружка Полевского «Беркут», педагог Александр Непомнящий.

На клад натолкнулся пятиклассник Иван Шитиков. Вещи лежали примерно в полутора метрах от края обрыва под массивной каменной плитой, около 50 сантиметров в поперечнике. До нас дошли 44 предмета из этого клада: птицевидные изображения древних идолов, медное круглое зеркало, наконечник копья, антропоморфная фигурка верхом на волке. «Фигурок было больше. Например, известно об изображении человека, который смотрится в зеркало. Оно не сохранилось», — говорит Непомнящий.

Найденные вещи дети растащили по домам и принялись с их помощью играть в индейцев. Наконечник копья, к слову, насадили на древко и использовали по прямому назначению. Само известие о найденном кладе породило в Полевском настоящую «золотую лихорадку». «Буквально на следующий день, после того как весть о кладе распространилась по городу, десятки рабочих с местного завода и жителей города, взяв за свой счет отгулы и вооружившись кайлами с лопатами, ринулись на гору Азов искать другие клады», — отмечает Непомнящий.

Тем не менее нашелся один человек, благодаря которому клад удалось сохранить. К 1940 году Павел Бажов — состоявшийся автор, этакий уральский Гомер XX века. Именно он отправляется осенью того же года в Полевской, чтобы навсегда вписать свое имя в отечественную археологию. Сведения о кладе Бажов получил от местных учителей и, вероятно, от своего бывшего ученика и дальнего родственника Николая Бессонова. Писателю пришлось ходить по домам и убеждать школьников отдать ему находки. В этом ему помогали заведующий сектором археологии Свердловского областного краеведческого музея (СОКМ) Николай Бортвин, начинающий писатель Борис Рябинин и местный участковый.

То, что удалось собрать у детей, было вывезено в СОКМ, введено в научный оборот и послужило толчком к изучению явления, которое сейчас известно как Уральский металлургический очаг. Наряду с Крито-микенским и Кавказским очагами он считается одним из самых мощных в северной части Евразии в древности. Ключевым его звеном является упоминаемая выше Иткульская археологическая культура.

«Это уникальная находка. Одна из первых, относящихся к очень яркой Иткульской культуре, существовавшей в первом тысячелетии до нашей эры, то есть в раннем железном веке, здесь у нас, на Урале. Это стало толчком для ее изучения», — говорит руководитель отдела археологии краеведческого музея Евгения Гончарова.

Место на Азов-горе, где школьники Полевского нашли древний клад, сейчас отмечено аншлагом с фотографиями вещиц и самого Бажова с детьми. Артефакты экспонируются на втором этаже Музея истории и археологии Урала СОКМ на проспекте Ленина, 69/10, в Екатеринбурге.

Название Иткульская культура — плод работы археолога Константина Сальникова. В 1950–1960-х годах он раскапывал городище Иткульское I на одноименном озере в Челябинской области. Между ним и Полевским по прямой около 40 километров.

Благодаря Сальникову, его коллеге Елизавете Берс и еще нескольким поколениям ученых, мы сейчас понимаем, что в VII–III веках до нашей эры носители Иткульской культуры заселили обширные пространства по северу нынешних Челябинской и Курганской областей, юга и центральной части нынешней Свердловской области. После себя они оставили массу городищ, поселений, святилищных комплексов и, главное, металлургических площадок. Кстати, в XIX веке высококлассное художественное литье иткульцев собирали пудами и отправляли в лучшие музеи мира, включая Эрмитаж и Лувр.

«Есть предположение, что [иткульцы] это пришлое население (финно-угорское. — Znak.com), которое смешалось с местным, автохтонным. Фактически они сконцентрировали в своих руках месторождения, производственные площадки и торговлю. Все потому, что их изделия были очень востребованы», — отмечает научный сотрудник СОКМ Светлана Савченко.

Продукция иткульцев расходилась на запад, на восток и на юг от Урала, в степи. Это был естественный коридор, по которому с древности постоянно передвигались носители разных культур и племен. Миграции приводили к военным столкновениям, а иткульцы, специализируясь прежде всего на производстве вооружения, быстро стали оружейными баронами раннего железного века.

Археологические памятники Полевского — прекрасная тому иллюстрация. В семи километрах на восток от Азов-горы, между Железняковским прудом и Северским водохранилищем, находится Гумешевский рудник, с которого они брали руду. В 7,5 километра на юго-восток все от той же Азов-горы, между улицами Свободы и Ильича, находится гора Думная — каменный останец, где не меньше 30 горнов плавили металл. Рядом — верховья реки Чусовой, которая с древности служила элементом трансуральской водной магистрали. Сама Чусовая соединяла металлургическую провинцию с западом; река Исеть, которая также берет свое начало неподалеку, с Обским бассейном, то есть востоком.

«Думаю, что производство металла было круглогодичным. Спрос на металл у кочевников был просто огромным. В год, наверное, на Думной отливали десятки тысяч наконечников стрел, копий, акинаков (древних коротких мечей. — Znak.com) и ножей», — полагает Непомнящий. Он уверен, что самыми активными потребителями изделий древних уральских металлургов были скифо-сарматские племена: «У среднего скифа в захоронении обычно встречается по три колчана со стрелами. Это примерно 150 наконечников стрел. А сколько он их расстреливал при жизни?»

Еще это время Александра Македонского, который дошел до Индии, но не смог одолеть скифские племена. «Это все потому, что у скифов за спиной мощный уральский военно-промышленный комплекс на Думной горе. „Уралмаш“ или „Уралвагонзавод“ той поры, находился здесь», — шутит собеседник. И уже серьезно добавляет: «Сам Полевской своим рождением также обязан древним металлургам. Русское население пришло сюда, в верховья Чусовой, на медные шахты, оставленные ими».

Клад с горы Азов стал спусковым крючком, породившим серию блестящих археологических исследований и открытий в Полевском и его окрестностях. Во многом они связаны с именем археолога Галины Викторовны Бельтиковой. Совместно с воспитанниками местного археологического кружка она провела раскопки на горе Думной. Благодаря этим работам на данный момент известно, что в первом тысячелетии до нашей эры на ее вершине функционировал завод-крепость, площадью около 2 тыс. квадратных метров.

По периметру он был обнесен валом с частоколом поверху и рвом в подошвенной части. Следы этих укреплений сохранились до сих пор. За валом, по внутреннему его периметру, располагались горны — печи для плавки металла. Это были небольшие куполообразные сооружения из камня и глины. Внутрь загружали древесный уголь, дробленый малахит. Через сопла, при помощи мехов (специальных кожаных мешков), нагнетали воздух, поддерживая высокую температуру горения. Полученную медь разливали по формочкам из талька, глины или меди, получая нужные изделия. Здесь же их обтачивали, доводя до товарного вида. Центральная площадка завода-крепости служила для складирования руды и древесного угля.

«Места плавки металла иткульцев обычно были приурочены к вершинам скал. Что интересно, это были, как правило, укрепленные площадки. Ясно, что металл для них был главной ценностью. И эта каста металлургов, владеющая секретами производства металла, старалась держать свои секреты в тайне не только от внешних врагов, но и от своих же соплеменников», — полагает Савченко.

Руду для своего производства, по словам Непомнящего, иткульцы первоначально брали из копей возле самой Думной горы. Сейчас на этом месте стоят частные дома. Лишь позже, когда рудная база начала истощаться, древние металлурги задействовали свой главный резерв — Гумешевское месторождение. Гумешки — производное от старинного слова гуменце, то есть невысокий холм.

Заново этот древний рудник был открыт в 1702 году крестьянами Арамильской слободы. На тот момент он действительно представлял собой примечательные на местности, невысокие холмы зеленого цвета (из-за карбонада меди). То есть медная гора из сказов Бажова — не выдумка. Просто за прошедшие 200 лет эти зеленые холмы срыли. При помощи шахт извлекли все основные жилы из-под земли. И сейчас предприятие «Уралгидромедь» дорабатывает остатки этого месторождения.

«Площадь Гумешевского месторождения составляла около трех квадратных километров. И оно было довольно значительным в древности. По разным оценкам, здесь существовало около 40 шахт. По свидетельству академика [Петра] Паласа (посещал Средний Урал в 1770 году. — Znak.com), эти древние шахты напоминали кротовины, где ползали чуть ли не на карачках для добычи медной руды. Но некоторые из них были глубиной до 30 метров. Ниже они уже не могли опускаться, так как там начинались грунтовые воды, а систем для откачки воды тогда не было», — говорит Непомнящий.

Лестниц, чтобы опускаться на такую глубину, тоже не было. В створ шахты вставляли древесный ствол с сучками и, используя их в качестве ступеней, перемещались по вертикали. Когда доходили до жилы, ее обкапывали и устраивали пожог. Костер заливали водой, порода трескалась, в трещины вставляли рога или медные кайла и потихоньку расшатывали, отделяя куски руды.

Позже русские рудокопы находили в обвалившихся древних штольнях останки самих иткульцев и их обмундирование, в том числе сумки из лосиной кожи, набитые малахитом, и даже рукавицы, для изготовления которых использовали кожу с головы лося, так чтобы в ухо вставлялся большой палец руки.

Лишь несколько лет назад археологом Валентиной Викторовой было высказано любопытное предположение насчет того, чем на самом деле являются те самые птицевидные идолы, которые были найдены на Азов-горе и маркируют Иткульскую культуру.

«Она считает, что идол — это иттерма (куклы мертвых. — прим. Znak.com). То есть это специально изготовленное временное вместилище для души умершего металлурга. На эту мысль исследователя натолкнула фигурка всадника на волке, найденная все в том же кладе. По угорским поверьям, волк увозит души покойников в царство мертвых, то есть в нижний подземный мир», — рассказала Савченко.

Александр Непомнящий также разделяет эту версию. Он считает, что клад с Азов-горы скорее всего является захоронением атрибутов умершего шамана.

Источник

2024 © "КУРЕЦ — новостной перекур". Все права защищены.
Редакция: | Карта сайта