$63.7244   €70.5047
КУРЕЦ — новостной перекур

Археологическая карта Екатеринбурга: кладбище уральской «элиты» времен Аттилы

11.10.2020 11:29

Археологическая карта Екатеринбурга: кладбище уральской «элиты» времен Аттилы

В 1965 году в центральной части горного массива Загрос на территории Ирана археологи обнаружили стоянку Ганджи-Даре, что с персидского переводится как «гора сокровищ». Самые нижние ее слои датируются восьмым тысячелетием до нашей эры, они относятся к периоду неолита (нового каменного века). Здесь были найдены самые ранние в мире свидетельства одомашнивания козы и шесть необычных человеческих черепов вытянутой формы. Поздние находки из пещер Шанидар (Ирак), Генил-тепе (Иран), Букрас (Сирия) позволили ученым говорить, что традиция ношения специальных головных уборов, приводивших к искусственной деформации черепа, появилась еще в десятом тысячелетии до нашей эры, то есть на переходе от палеолита к неолиту. Этот обычай создания макроцефалов со временем распространился во многих частях Евразии, использовался у инков в Перу, племен Африки и сохраняется до сих пор, например, в Меланезии. Существовал такой обычай даже на Урале. Где и когда была сделана эта находка — в новом материале из цикла Znak.com «Археологическая карта Екатеринбурга».

Вряд ли жители домов у станции Гать на железнодорожной ветке Екатеринбург — Нижний Тагил, представляют, что живут на древнем «элитном» кладбище. Согласно материалам, опубликованным в 1954 году археологом Елизаветой Михайловной Берс, его нашли в 1926 году во время земляных работ на железной дороге. Тогда были зафиксированы следы 26 разрушенных погребений на правом берегу реки Исеть, южнее и севернее железнодорожного моста. Не исключено, что могильник был куда больше, но при прокладке путей и строительстве железнодорожного моста через реку его просто не заметили и снесли. В 1934 году дополнительное исследование этого места провели археологи Александр Андреевич Берс (в 1937 году расстрелян по приговору тройки УНКВД по Карельской АССР) и Павел Алексеевич Дмитриев (погиб на фронте в 1943 году). Они нашли еще три погребения, которые, по всей видимости, были разграблены еще в древние времена.

С учетом географической привязки это место получило название «Могильник Калмацкий брод». Есть разные версии, почему станция Гать в начале XX века называлась Калмацким бродом. Среди краеведов популярно мнение, что калмацкими бродами на Урале называли остатки старой, существовавшей еще в XVI–XVII веках, дороги, по которой из казахстанских степей на север Урала доставляли соль.

Макроцефалами, к примеру, были Эхнатон, фараон XVIII династии древнего Египта, известный также как Аменхотеп IV, и его наследник Тутанхамон, правившие в XIV веке до нашей эры. Недавние исследования биоархеолога Мэтью Веласко, команда которого исследовала сотни черепов из погребений в Перу до эпохи инков (XIII век нашей эры), показали, что в этой местности также удлиняли черепа, чтобы подчеркнуть высокий статус человека и его принадлежность к привилегированному сословию.

О том, что в районе Калмацкого брода на Урале хоронили элиту того времени, свидетельствует еще одно погребение. Его нашли в 1926 году на том же правом берегу Исети, к северу от железнодорожного моста, у подножия небольшого каменного останца. Там был зафиксирован костяк, который, как было установлено позже, принадлежал умершей женщине. Ее похоронили головой на юго-запад, с вытянутыми вдоль туловища руками. Сама могила имела прямоугольную форму и была незначительно углублена в грунт. Не исключено, что хоронили умершую примерно так же, как хоронят сейчас своих умерших манси — в деревянных домовинах, установленных прямо на поверхность земли.

При расчистке погребения был обнаружен довольно богатый (по меркам того времени) инвентарь. Он должен был помочь женщине освоиться в потустороннем мире. В изголовье стоял ребристый глиняный горшок, похожий на крынку. Рядом с ним лежал железный кинжал. На груди женщины нашли серебряный бубенчик, в районе пояса сохранились ременные пряжки из меди. Слева от костяка лежало бронзовое зеркальце, справа — нож и топор типа «кельт», выкованный из листовой меди с обухом, сформированным путем загиба краев к центру изделия.

Первоначально могильник «Калмацкий брод» датировался III–V веками нашей эры, то есть относился к эпохе Великого переселения народов. К слову, практика искусственной деформации черепа была известна у поздних сарматов, родственных им алланов, а также у гуннов. Последние, пройдя во главе со своим вождем Аттилой до западной Римской империи, в начале первого тысячелетия нашей эры привнесли эту традицию в Центральную и Западную Европу. Черепа макроцефалов там встречаются в слоях позднеантичного периода III–VI веков нашей эры.

Позднее могильник «Калмацкий брод» ученые связали с носителями Петрогромской культуры. Это потомки уральского населения раннего железного века, прежде всего иткульской культуры VII–IV тыс. до нашей эры, смешавшейся с кочевыми народами, прошедшими через Урал во время Великого переселения народов. Петрогромская культура выступила основой более поздней Юдинской археологической культуры, носители которой уже считаются прото-манси и относятся к финно-угорской группе.

Согласно выводу антрополога Георгия Францевича Дебеца, который работал с некоторыми черепами с Калмацкого брода, физический облик погребенных был близок физическому облику современных башкир. Последние, с одной стороны, отождествляются с народом агрипеев, описанным в «Истории» Геродота в V веке до нашей эры. С другой стороны, упоминаются в хрониках царства Суй (существовало в Китае в VI–VII веках нашей эры) как «старые хунну», закрепившиеся в бассейне Волги. То есть они — пример миксгенации — смешения тюрков и местного уральского субстрата, ставшего основой для финно-угорской группы народов.

Новые исследования в районе станции Гать, которые несколько лет назад проводил известный уральский археолог Сергей Евгеньевич Чаиркин, помогли найти ее одно подтверждение сакрального статуса этого места в древности. В одном из шурфов ученые нашли фрагменты лап медведя. Это позволило предположить, что исследователи, скорее всего, натолкнулись на следы «медвежьего праздника», особого культа, связанного с почитанием медведя как прародителя и хозяина тайги, который до сих пор распространен у народов Урала и Сибири.

Источник

2024 © "КУРЕЦ — новостной перекур". Все права защищены.
Редакция: | Карта сайта