$63.7244   €70.5047
КУРЕЦ — новостной перекур

Что не так с работами скульптора, проект горельефа которого критикуют в Екатеринбурге

15.10.2020 17:39

Что не так с работами скульптора, проект горельефа которого критикуют в Екатеринбурге

На прошлой неделе администрация Екатеринбурга назвала горельеф, который должны установить на Плотинке к 300-летию Екатеринбурга. Конкурс выиграла работа скульптора Константина Грюнберга. Выбор комиссии, занимавшейся отбором кандидатов, вызвал споры среди горожан и в СМИ, хотя сам скульптор в интервью говорит, что не понимает возмущений и готов разъяснить непонятные им моменты в композиции горельефа. Между тем жители Екатеринбурга постоянно встречают в городе работы Грюнберга, хотя, возможно, об этом даже не знают. Какие еще памятники делал скульптор и почему эксперты считают, что они не качественные — в материале Znak.com.

«У меня Академия художеств за плечами, где учился Суриков, Репин, Врубель, что я буду слушать какого-то деревенского злопыхателя? Я самодостаточный человек. […] Я выиграл в конкурсе честно, благородно, я представляю то, что и как я представляю», — сказал Константин Грюнберг изданию It' s My City после того, как часть горожан раскритиковала представленный эскиз горельефа.

Константин Васильевич Грюнберг родился в 1944 году в Свердловске. Он окончил Академию художеств имени Репина. Практически весь творческий путь скульптора связан со Свердловском и Екатеринбургом, лишь изредка он создавал произведения для других городов. В 1998 году Грюнберг был принят в Союз художников России. Сейчас скульптор проживает в Екатеринбурге, ему 76 лет.

Один из самых известных памятников, созданных по эскизам Грюнберга, — памятник маршалу Жукову на коне. Его официальное название — «Георгий Победоносец — маршал Победы». Скульптура установлена напротив здания Центрального военного штаба на проспекте Ленина в 1995 году в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне.

Известно, что деньги на отлитие и установку скульптуры собирали сами горожане. Константин Грюнберг также рассказывал, что против установки памятника в его авторстве был тогдашний мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий.

По мнению бывшего декана факультета искусствоведения и культурологии УрГУ, профессора департамента искусствоведения УрФУ Сергея Кропотова, это самый известный и самый терпимый памятник, созданный Константином Грюнбергом.

«Это достаточно давняя работа. И видно, как качество изделия часто связано с состоянием ума, в котором пребывает скульптор в рамках заказанной темы. И в этом случае понятно, что скульптура, изображающая популярного в народе маршала Победы, должна выглядеть пафосно.

Для Екатеринбурга, как для города, претендующего на столичность, памятник можно считать условно терпимым, несмотря на недочеты: непропорциональная фигура маршала и лошади под ним.

Это явно не фальконетовский Медный всадник, но многократное повторение на протяжении двух тысячелетий конных статуй в честь императоров-триумфаторов. В данном случае получилось, как в детской песне Татьяны и Сергея Никитиных: „Пони девочек катает, пони мальчиков катает…“, а у нас пони маршала катает. Огрехи здесь есть, но на них можно закрыть глаза. К тому же место для памятника выбрано хорошее, где служил (отбывал ссылку слишком популярный) опальный маршал», — говорит эксперт.

В 1991 году мэрия Екатеринбурга провела конкурс среди скульпторов, которые могли бы создать памятник жителям города, погибшим во время военных конфликтов в Афганистане и Чечне. На рассмотрение подавались 15 эскизов, комиссия выбрала работу Константина Грюнберга, которая получила название «Черный тюльпан».

Монумент был установлен на площади Советской армии в 1995 году. В 2003 году композицию дополнили частями, посвященными погибшим на Кавказе, в Таджикистане и в других горячих точках. В 2013 году памятник отправили на реконструкцию, работы были закончены через полгода.

Вместе с архитектором Антоном Мазаевым Грюнберг создал скульптурную композицию из фигур членов царской семьи Романовых, которую в 2003 году установили у Храма-на-Крови. Монумент вызвал неоднозначную реакцию у екатеринбургской общественности. Больше всех работой Грюнберга и Мазаева были недовольны православные активисты, которые утверждали, что фигуры семьи Романовых не похожи на страстотерпцев — они выглядят слишком мятежно, а не по-православному смиренно. В том же году, когда митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий приехал освещать недавно построенный Храм-на-Крови, он отказался освещать скульптуру царской семьи. Позже представители Екатеринбургской епархии и православные активисты предлагали снести монумент, но сын одного из авторов памятника — Антона Мазаева — Григорий Мазаев (главный архитектор Свердловской области) заявил, что скульптурная группа останется на своем месте.

По мнению профессора Кропотова, памятник погибшей семье Романовых спорный.

В ней выполнен памятник комсомольцам-героям (комсомолу Урала, расположенный как раз между Храмом-на-Крови и Вознесенской церковью). Но памятник жертвам советского режима и памятник его героям выполнен практически одинаковыми художественными средствами. Это означает, что особых интеллектуальных усилий по осмыслению трагического материала скульптор не вкладывал. Просто зарабатывал. Но ведь тут явная нестыковка образов святых, „новомучеников, в земле российской просиявших“, и стилевых решений для скульптур тех, кто утверждал порядок, поставивший производство жертв „на поток“», — сказал доктор наук.

Памятник «Фронтовые бригады. Свой Крест» представляет фигуры детей, подпирающие собой большой крест, и посвящен труженикам тыла во время Великой Отечественной войны. Монумент установили в 2014 году в парке рядом с одним из выходов станции метро «Машиностроителей».

Фигуру солдата-контрразведчика установили в 2018 году в аллее возле окружного Дома офицеров. Возведение монумента было приурочено к 100-летию образования органов военной контрразведки. Работа вызвала неоднозначную реакцию некоторых жителей города из-за ее анатомических особенностей. По мнению профессора Кропотова, она находится «абсолютно за пределами художественной критики».

Работы Константина Грюнберга стоят не только улицах и площадях Екатеринбурга, но и в других городах. Так, например, в Невьянске установлен памятник императору Петру I и промышленнику Никите Демидову авторства скульптора. Еще одна скульптура есть в Сарове (Нижегородская область) — это бюст генерала Бориса Музрукова (генерал-майора инженерно-танковой службы, руководителя нескольких заводов в СССР).

В 2013 году в интервью Znak.com экс-губернатор Свердловской области Эдуард Россель сказал, что заказал Константину Грюнбергу эскизы памятников Петру I и Екатерине I и отнес их на согласование в свердловское правительство. В итоге в Екатеринбурге монумент не появился, но текст о задумке остался.

В октябре 2019 года на встрече со спикером гордумы Игорем Володиным Константин Грюнберг предложил воздвигнуть к 300-летию Екатеринбурга триумфальную арку на въезде в город и скульптуру Хозяйки Медной горы на глыбе родонита на Плотинке. Как пишет «Ъ», на этой же встрече скульптор сдал идею создать второй барельеф в пару к существующему на Плотинке. Все задумки Володин пообещал отправить на рассмотрение губернатору, но до реального проекта дошла идея создания барельефа.

Как считает профессор Сергей Кропотов, с возрастом работы скульптора становились хуже. «Да, человек явно не молодеет. Отсюда его не первой свежести монументалка, которой лет 50 назад скульптор зарабатывал деньги. Так провинциальные скульпторы выполняли госзаказ. Видение Урала тоже очень традиционное, когда Урал и Россия — это только война. Я же считаю, что России есть чем гордиться помимо нее. Есть музыка, архитектура, литература, театр, живопись и среди прочего — „мозги“. На Урале было много гениальных ученых, работавших на оборонку, но не только. Здесь же — только война. Видимо, на другое у скульптора и заказчиков не хватило времени, сил, не нашлось никаких мыслей. Если [скульптор Грюнберг] выполнял заказ и заказчики считают, что он с ним справился, то, конечно, флаг им в руки, но горожане уже активно выказывают свое отношение. Хотя, конечно, для приезжих, насмотревшихся и представляющих, что такое хотя бы классическая советская скульптура, этот барельеф будет объектом насмешек. За город в очередной раз обидно.

По его словам, Грюнберг стал «придворным скульптором» и «екатеринбургским вариантом Церетели» (отметим, что именно Зураб Церетели возглавлял конкурсную комиссию, которая выбрала эскиз горельефа к 300-летию уральской столицы). «Есть серьезный дефект в администрировании художественного рынка, на котором Грюнберг „зарабатывает“, и этот дефект вряд ли быстро устранится», — говорит профессор.

Источник

2024 © "КУРЕЦ — новостной перекур". Все права защищены.
Редакция: | Карта сайта