Европейский антисемитизм начался задолго до Холокоста. К сожалению, Россия — не исключение
75 лет назад, 27 января 1945 года, Красная армия освободила город Освенцим, а вместе с ним и узников нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау. В этот же день мир вспоминает жертв Холокоста. В последнее время тема антисемитизма времен Второй мировой войны появилась в повестке с подачи президента Владимира Путина, который обратил внимание на позицию Польши по этому вопросу. Znak.com попытался разобраться, где лежат корни европейского антисемитизма, который и привел к Холокосту, и так ли уникальна история Польши.
Лоуренс Рис в своей книге «Холокост. Новая история» пишет, что корни антисемитизма уходят в глубь тысячелетий. Например, в Евангелии от Иоанна говорится: «Стали иудеи гнать Иисуса, и искали убить Его». В какой-то момент они даже » …взяли каменья, чтобы бросить на Него». А сам Иисус говорил иудеям: «Ваш отец диавол».
«Таким образом, многие поколения священнослужителей клеймили евреев как коварный народ, который хотел погубить Христа, — отмечает автор. — Нетрудно понять, почему гонения на евреев были широко распространены в средневековой Европе, где господствовала христианская культура. Во многих странах евреям запрещалось владеть землей, заниматься определенными профессиями и жить там, где они хотели бы. В разные периоды в ряде европейских городов евреи были вынуждены проживать в гетто и носить на одежде специальные отличительные знаки. В XIII веке в Риме, в частности, это были желтые метки на груди. Одной из немногих профессий, которой позволялось заниматься евреям, стало ростовщичество, поскольку христианам религия этот вид деятельности запрещала. Если судить по «Венецианскому купцу» Шекспира, еврей-ростовщик постепенно становился ненавистной фигурой. В 1543 году Мартин Лютер — христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык — написал памфлет «О евреях и их лжи». К чему призывал народ Лютер? «Навсегда изгнать их из нашей страны»».
Правда, ситуация слегка изменилась в связи с эпохой Просвещения. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. В сентябре 1791 года Национальная ассамблея Франции предоставила гражданские права евреям, принесшим клятву верности. В других странах евреи были эмансипированы гораздо позже: в 1830 году — в Греции, в 1858 году — в Великобритании, в 1870 году — в Италии, в 1871 году — в Германии и в 1891 году — в Норвегии. Заметим, что Российской империи в этом списке нет. Там, начиная с указа императрицы Екатерины II от 23 декабря 1791 года и вплоть до Февральской революции 1917 года, действовала черта оседлости для евреев.
Несмотря на получение прав евреями в ряде европейских стран, сам по себе антисемитизм никуда не делся. А в некоторых случаях в конце XIX — начале XX века, наоборот, подогревался. Более того, само понятие «антисемитизм» родилось именно в это время. Его сформулировал немецкий журналист и политик Вильгельм Марр в 1879 году в памфлете «Победа германизма над еврейством». Марр и его последователи утверждали, что ненависть к евреям имеет расовый характер и причиной тому является биологическая «несовместимость еврейства» с «германской расой».
Сайт «Энциклопедия Холокоста» напоминает ряд громких исторических событий, связанных с всплеском антисемитизма в то время. В 1890-е годы во Франции появились «Протоколы сионских мудрецов». В этом поддельном документе говорилось о тайном собрании мировых еврейских лидеров, на котором они якобы утвердили планы мирового господства. Его авторство приписывают одному русско-французскому журналисту, который действовал под руководством тайной российской полиции. Сам этот злонамеренный миф тесно переплетался с масонством, которому также приписывалось ниспровержение традиционных монархий в Европе и России и установление нового мирового порядка. Во главе масонских обществ нередко встречались евреи, а кроме того, обилие иудейской, каббалистической и ветхозаветной символики, используемой в масонских ритуалах, стали основанием полагать, что существует связь между масонами и евреями. Так появился термин «жидомасонство». В 1920-х и 1930-х годах нацистская партия использовала «Протоколы» для поддержки антисемитской политики. Но и сегодня эта фальшивка будоражит умы и по-прежнему в ходу в антисемитских кругах.
В 1894 году во Франции вспыхнуло дело офицера еврейского происхождения Альфреда Дрейфуса. Он был арестован и ложно обвинен в передаче Германии документов, имеющих отношение к национальной обороне Франции. Дрейфус был признан виновным в госизмене и приговорен к пожизненному заключению. Затем его оправдали, но, как полагают историки Холокоста, разногласия по поводу дела Дрейфуса обнажили скрытый антисемитизм французского общества.
В 1897 пост бургомистра Вены занял Карл Люгер. Он правил столицей Австрии в течение 13 лет. Он утверждал, что евреи захватили монополию при капитализме и, таким образом, ведут нечестную конкурентную борьбу на экономической арене. Именно в то время в Вене жил Адольф Гитлер. Неудивительно, что он впитал в себя антисемитизм. Идеи Люгера нашли отражение в платформе нацистской партии в Германии 1920-х годов.
И все это лишь самые яркие эпизоды, не говоря уже о многочисленных погромах в Европе и России, бытовой этнической неприязни, массе различной пропагандистской литературы. Немецкий историк-востоковед и профессор Пауль Лагард в книге «Евреи и индогерманцы», выпущенной в 1887 году, писал: «Мы антисемиты, потому что в Германии девятнадцатого века евреи, живущие среди нас, представляют взгляды, обычаи и требования, которые восходят к временам разделения народов вскоре после всемирного потопа… Потому, что среди христианского мира евреи — азиатские варвары».
Казалось бы, древний миф о «злодеях-евреях», которые «продали и распяли» Христа, а теперь пытаются завоевать мир, в XX веке — веке рационализма, материализма, расцвета науки, техники и промышленности — должен был постепенно угасать. Но не тут-то было. Поражение ряда стран, в том числе Германии и Австрии в Первой мировой войне; приход к власти большевиков в России, среди лидеров и активистов которых нередко встречались евреи; деятельность Коминтерна, которого опасались правительства Европы (а коммунизм, поскольку его теоретиком был Карл Маркс, у антисемитов был однозначно еврейской идеологией) и, наконец, экономический кризис 1930-х, давший повод обвинять богатых евреев в его порождении, — все это вдохнуло новую жизнь в идеологию антисемитизма. У многих европейских радикально-националистических партий того времени антисемитизм стал особым пунктом.
Среди стран того времени стоит остановиться на Польше, поскольку история ее антисемитизма недавно всплыла в международных отношениях с подачи президента Владимира Путина. Напомним, что недавно он назвал польского дипломата Юзефа Липского, работавшего в 1934-39 годах прошлого века в Германии, «сволочью, свиньей антисемитской». В Польше восприняли эти слова как оскорбление. Конфликт даже повлиял на то, что представители Польши так и не посетили прошедший на днях Всемирный форум памяти жертв Холокоста в Иерусалиме, где выступил Владимир Путин. Хотя главный символ Холокоста — концлагерь Освенцим — как раз был на территории Польши. Но так ли не прав Путин, когда напоминает полякам об их темном прошлом?
Стоит отметить, что в некоторый период Польша был «еврейским раем». Так гласит реальная историческая фраза: «Польша была небом для шляхты, чистилищем для мещан, пеклом для холопов и раем для евреев», записанная в одном из пасквилей XVII века, автор которого критикует привилегии шляхты. Было это «райское» время в XIV веке при короле Казимире III Великом. В 1364 году король откликнулся на просьбу евреев, и, желая «увеличить выгоды своей казны», даровал привилегии евреям, живущим в стране. В специальной грамоте было сказано, что «каждый еврей может свободно и безопасно переходить и переезжать — безо всякого препятствия и остановки — из города в город, из провинции в провинцию нашего королевства, и с совершенной безопасностью может везти и нести с собой свое имущество или товары, продавать, покупать и менять…, а пошлину платить не больше чем христиане». Тогда Польша стала пристанищем евреев, гонимых из всей остальной Европы. Но после смерти Казимира III были отменены и привилегии для евреев. С тех пор ситуация из века в век менялась, но неизменно вместе с народными мифами сохранялся антисемитизм.
Так антисемитизм дожил и до 1930-х годов XX века — предвоенного времени. Первый глава возрожденного Польского государства Юзеф Пилсудский был противником этой идеи. Но при этом госслужба для евреев все равно была недоступна. Кроме того, существовали квоты на ряд специальностей в вузах. Евреям можно было сидеть на лекциях только за отдельными лавками. Были в Польше и партии, которые открыто пропагандировали антисемитизм. Например, Национально-демократическая партия во главе с Романом Дмовским. Исторический страх поляков перед Россией — Советским Союзом смешивался с неприятием «жидокоммунизма», где коммунизм выступал как некий еврейский план порабощения мира.
9 марта 1936 года произошел антиеврейский погром в городе Пшитых. Трое евреев убито и более шестидесяти ранено. На следующий день погром распространился на соседние города. Было убито почти 80 евреев и 200 ранено. В 1935–1937 годах антиеврейские погромы произошли и в ряде других городов: Ченстохове, Люблине, Белостоке и Гродно.
После смерти Пилсудского вторым лицом государства стал верховный главнокомандующий Эдвард Рыдз-Смиглы. Его политика была направлена на укрепление национализма и проведение репрессий. Он предложил создать новую политическую партию с целью усилить обороноспособность, ее декларация отличалась крайним консерватизмом.
А тем временем еврейский вопрос с подачи Третьего рейха становился все острее и замалчивать его было нельзя. Так, к концу 1930‑х польские политики уже всерьез рассуждали о переселении евреев на Мадагаскар или в Латинскую Америку. Кстати, идея переселения евреев из Европы куда-нибудь в «землю обетованную» изначально была целью сионистов еще до возникновения национал-социализма. Так что, смотря с какого боку посмотреть на эту идею, нельзя сказать, что она однозначно антисемитская. Но тем не менее антисемитизм в Польше стал частью общественного дискурса, что соответствовало духу того времени.
Как пишет журналист Лео Апфельблюм в своей статье «Польский антисемитизм — не пустяк», поляки были настроены по отношению к евреям крайне враждебно еще до того, как разразилась война. «Об этом мне рассказывали пережившие Холокост польские евреи, в частности мой отец, который на своей шкуре испытал ненависть поляков к евреям не только во время Второй мировой войны, но и на протяжении всего своего детства и молодости — до того, как война началась», — подчеркивает он.
Поэтому неудивительно, что некоторые поляки, невзирая на то, что их родина оказалась оккупированной нацистами, стали сотрудничать с ними по еврейскому вопросу. Историк, сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский пишет: «Так называемые шмальцовники (szmalcownik) выдавали оккупантам сограждан — спасаемых и спасавших. За выдачу евреев они получали стандартное вознаграждение, состоявшее из небольшой суммы денег, сахара, табака и ликера. Однако наибольшую опасность представляли для укрывающихся не польские коллаборационисты и даже не немцы, которые поисками евреев не занимались, а украинские националисты».
Журналист Лео Апфельблюм приводит воспоминания своего отца, проведшего полтора года в концлагере в городе Ченстохова. Его больше всего удивило равнодушие сотрудников этого лагеря, которые были поляками:
«Они не были заключенными, они жили у себя дома и приходили на работу и уходили с работы — как будто речь шла об обычном месте работы. В полдень все рабочие получали горячую пищу, но еда, которую получали польские рабочие, была более питательной, чем та, которую получали еврейские рабочие-рабы. К тому же порции, получаемые поляками, были существенно больше, иногда они даже не могли съесть все полностью. Но за то время, пока мой отец был заключенным этого лагеря, не было ни одного случая, когда бы поляк предложил истощенному еврейскому «коллеге» доесть остатки. Поляки предпочитали выбрасывать их в ведра для мусора».
Казалось бы, изгнание нацистов из Польши должно было положить конец страданиям польских евреев. Но поляки вовсе не были рады их возвращению. Например, шокирует история еврейского погрома, случившаяся уже после того, как немцы были изгнаны из Польши. Это произошло 4 июля 1946 года. Жители города Кельце устроили расправу над евреями, вернувшимися в родной город после войны. Толпа, вооруженная железными прутьями, дубинами и молотками, собралась перед домом, где жили большинство евреев. Евреев, включая женщин, стариков и детей, выбрасывали из окон и добивали на мостовой. Были убиты 42 человека. В погроме участвовали солдаты и милиция. На скамье подсудимых за участие в погроме оказались двенадцать человек, девять из которых были казнены. До сих пор непонятно, было это спонтанным событием или провокацией. Бытовала версия, что погром спровоцировали польские коммунисты с целью отвратить Запад от антикоммунистически настроенного польского общества.
И тем не менее, читая такие воспоминания, все же стоит воздержаться от демонизации польской нации. Было и множество обратных примеров. Как напоминает историк Дмитрий Офицеров-Бельский, «именно поляки составили четверть всех «праведников народов мира» (это звание присваивается неевреям, спасавшим евреев во время холокоста) — больше, чем представители любой другой страны».
Владимир Путин имеет основания указывать на польский антисемитизм. Более того, современные историки Польши и не отрицают этого, вспоминая печальные страницы истории своей страны, запачканные этим постыдным явлением. Напомним, что сказал в интервью Znak.com замдиректора государственного «Центра польско-российского диалога и согласия» Лукаш Адамский:
«Нельзя скрывать, что в Польше был антисемитизм. Большинство стран были в какой-то степени охвачены этим явлением, в частности страны компактного проживания евреев — Польша, СССР и другие страны Восточной Европы. А где-то антисемитизм есть и сейчас. Но тот, довоенный, антисемитизм имел преимущественно не расово-политический, а бытовой характер, призывал не к уничтожению евреев, а к ослаблению их роли в экономике или культуре. Антисемитизм всегда заслуживает осуждения, как и любые другие предрассудки или вражда на этнической или религиозной почве. Но в любом случае после Холокоста критерии оценки антисемитизма стали иными, а антисемитизм до Холокоста нужно рассматривать на основе других критериев».
Вопрос лишь в том, что в высказываниях российского лидера польский антисемитизм звучит как нечто уникальное. А между тем и Российская империя, к которой сегодня нередко апеллируют и защитники нынешнего режима, практиковала то, что по сегодняшним меркам является дискриминацией по этническому и религиозному признаку. Не говоря уже о том, что сама по себе антисемитская пропаганда в дореволюционной России не преследовалась, а, наоборот, поощрялась. Вспомним, что «Протоколы сионских мудрецов» имели российское происхождение, а затем свободно публиковались в самой России. Именно евреям приписывалось то, что они собираются осуществить госпереворот в России, свергнув монархию. Такая точка зрения бытует и сегодня в некоторых православных кругах. Вот, например, слова священника Алексия Мороза. Он оправдывает святого Иоанна Кронштадтского, которого Федерация еврейских общин России считает «махровым антисемитом».
«Светлая память об Иоанне Кронштадтском генетически хранится в памяти нашего народа. Мы знаем сотни и тысячи случаев, когда праведник исцелял людей, помогал им в трудных жизненных ситуациях, когда по его молитвам изменялось духовное и нравственное состояние окружающих. Можно даже сказать, что его молитвами было приостановлено революционное состояние народа в 1905 году, когда либералы и революционеры, в основном, кстати, еврейской национальности, задумали бунт против власти с целью уничтожения монархии, уничтожения православной веры, занимались терроризмом», — считает Мороз.
Хотя революционное движение было интернациональным, в результате чего диктатором, при котором разрушали церкви и расстреливали священников, стал вовсе не еврей, а грузин. Более того, на какое-то время борьба с сионизмом стала частью государственной политики СССР, что некоторые историки тоже рассматривают как проявление политики государственного антисемитизма. Хотя это, конечно, совершенно не тот расовый антисемитизм Третьего рейха, предполагавший физическое уничтожение людей.
Отголоски классического российского антисемитизма — это не только явление маргинальных кругов. Видимо, он до сих пор живет и в кругах политической элиты, только хорошо маскируется, лишь изредка прорываясь наружу. Давайте вспомним, что соскользнуло с уст вице-спикера Госдумы Петра Толстого в 2017 году в адрес оппозиции: «Люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах — на радиостанциях, в законодательных собраниях, — продолжают дело своих дедушек и прадедушек».
Но это далеко не все. Известный на Уралее схиигумен Сергий (Романов) недавно в своей проповеди заявлял о «жидомасонской чуме», якобы поработившей Россию. Он призвал «убрать эту мерзость… из России».
Если хорошенько поскрести российское общество, то, вероятно, подобного можно найти — пруд пруди. Но Владимир Путин по-прежнему выискивает компрометирующие записи в дневниках польских дипломатов, которых уже давно нет, и по поводу войны, которая уже давно прошла.
В заключение хотелось бы привести положение из определения отрицания и искажения Холокоста, принятого «Международным альянсом в память о Холокосте». «К искажению Холокоста, в частности, относятся: <…> Попытки размыть ответственность за создание концлагерей и лагерей смерти, спланированных и использовавшихся нацистской Германией, перекладывая вину на другие народы и этнические группы» — говорится в нем.
Список использованной литературы и источников:
— «Антисемитизм», Энциклопедия Холокоста;
— Апфельблюм Лео, «Польский антисемитизм — не пустяк», «ИноСМИ»;
— «Жизнь евреев в Европе до Холокоста», Энциклопедия Холокоста;
— «Евреи в период Катастрофы», Электронная еврейская энциклопедия;
— Мороз Алексий, «Они нарочито пытаются подменить противостояние Иоанна Кронштадтского революционерам антисемитизмом», Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия»;
— «Нормальные обстоятельства чудовищного преступления», Deutsche Welle;
— Офицеров-Бельский Дмитрий, «История польского антисемитизма и его влияния на политику государства», журнал «Профиль», 12.03.2019;
— «Рабочее определение отрицания и искажения Холокоста»;
— Рис Лоуренс, «Холокост. Новая история», «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2018.
Найден удивительно вкусный способ улучшить микрофлору кишечника
В Кургане из-за коронавируса закрыли кинотеатр «Россия»
Житель Тюмени поймал щуку весом 12 килограммов
В Кирове снесут дом, которому более 100 лет
У депутата думы ХМАО, который был на инаугурации Комаровой, выявили коронавирус
Ютубер Мамикс рассказал, как попал в больницу из-за эксперимента. В видео почерневшая рука