$63.7244   €70.5047
КУРЕЦ — новостной перекур

«Как можно к истории так относиться?» Гуляем по старейшему кладбищу Уфы. Выясняем, кто виноват в его разрухе

«Как можно к истории так относиться?» Гуляем по старейшему кладбищу Уфы. Выясняем, кто виноват в его разрухе

Башкирские депутаты предложили штрафовать людей, которые «нарушают правила содержания мест погребения». Тем временем на одном из старейших кладбищ Уфы, магометанском, которому в 2012 году присвоен статус историко-мемориального, царит разруха и уныние.

Корреспондент UFA1.RU прогулялся по погосту вместе с председателем местного республиканского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории культуры» Эльзой Маулимшиной и выяснил, кто, по ее мнению, виноват в уничтожении памяти о предках и что с этим делать.

Цвет башкирской интеллигенции

СЮЖЕТ

Гуляем по Уфе

В центре Уфы на мусульманском (магометанском) кладбище похоронены видные общественные деятели Башкирии. Словом, цвет национальной интеллигенции. Впервые о нем упоминалось в 1852 году. Само кладбище, по мнению Маулимшиной, могло бы стать еще одной визитной карточкой республики, если бы не одно «но» — его удручающее состояние. По ее словам, мусор с могил убирает только один уборщик, и то за небольшую плату.

— Учитывая огромную площадь хозяйства, понятное дело, что он не успевает, а деньги на содержание не выдаются, — отмечает Маулимшина и добавляет, что по этой причине руководство просит самих посетителей убирать за собой мусор.

Видео: Елена Жилинская

Но эта проблема — не главная.

Несмотря на благоустроенную центральную дорожку, сами надгробия, которым более чем по сотне лет, выглядят печально. Особенно теряются они на фоне новых, современных.

Среди захороненных есть и известные личности — башкирский поэт, писатель и драматург Мустай Карим вместе с супругой

Само кладбище, как рассказывает Маулимшина, закрыто для захоронений, исключение делается только для родственников тех, чьи тела уже покоятся здесь.

Сколько именно похоронено человек, неизвестно, поскольку «все архивы сгорели», добавляет она.

Эстрадная певица Фарида Кудашева, умершая в 89 лет, тоже похоронена здесь

Могила проваливается под землю

Старейшие надгробия располагаются внутри кладбища. Чтобы найти их, нужно протоптать себе дорожку, поскольку весь путь до нужной могилы окутан бурьяном и сорняком. Другая проблема — нет никаких указателей, которые гласили бы, что рядом захоронен известный для республики человек.

На эти проблемы указывает и Эльза Маулимшина.

— В Казани вот как можно понять, что там похоронен видный мусульманский деятель? Рядом с могилой высится палка метра в три или четыре, на которой возвышается полумесяц. Рядом с оградкой. Люди понимают, здесь похоронен значимый человек. Там же, на палке, значится и информация о захороненном. Кто такой, кем работал, чем запомнился, — рассказывает она.

Таких табличек на уфимском мусульманском кладбище нет, поэтому имена и фамилии захороненных несведущим людям ни о чем не скажут.

Могила проваливается под землю. Почва просела

Чтобы побольше людей узнали том, кто захоронен на кладбище, могилы нужно оцифровать и вместе с дополнительной информацией ввести в единую базу, считает Маулимшина. Это нужно для того, чтобы любой желающий смог в интернете прочитать кратко биографию покойного и посмотреть на могилу.

— Эта работа уже идет. Только у одного директора кладбища нет физической возможности обойти все надгробия. Нужно же идентифицировать каждого, кто похоронен здесь, — рассказывает она. — Это же нужно понимать, кто и где похоронен, чтобы прийти, ввести геолокацию или по QR-коду и все прочитать. Нужны добровольцы. В других регионах они выигрывают гранты. Пока таких заявок от наших не поступало.

Могила заросла кленом

Бороться с сорняками и бурьянами Маулимшина предлагает с помощью специальной техники, которая стоит «тысяч 120».

Покойный был известным писателем прошлого столетия, но узнать информацию о написанных им книгах на кладбище невозможно

«Надгробия разрушаются, информация о покойных — стирается»

На старейших башкирских надгробиях информация о захороненных написана на алфавите на основе арабской графики — иске имля, которая распространилась до появления башкирской и татарской письменности.

Эти надгробия со временем разрушаются, а любая информация о покойных — стирается.

— Взять хотя бы это надгробие. Здесь похоронен то ли ребенок, то ли человек, потерявший ребенка. На иске имля написано про душу ребенка, которая вознесется на небеса. Точно уже не понять, — отмечает Маулимшина. — Вот так мы теряем историю. Надписи облезают. Никаких переводов с иске имля на русский или башкирский нет.

Надписи стираются, а камень разрушается

Если облицовка отвалится, то «мы так ничего и не узнаем о покойном», уверена Маулимшина.

Верхний слой надгробия облезает, и поэтому определить, кто похоронен в могиле, сложно

Эта могила располагается с современным захоронением и не имеет никакой ограды.

Переводчиков с иске имля в Башкирии не так уж много

Идем дальше и приходим к священному для всех мусульман месту — могиле восьмого муфтия России Ризаитдина Фахретдинова, умершего в 1936 году. К нему ежегодно приезжают паломники со всей страны. Они читают молитвы и отдают таким образом почтение его деятельности.

— Имя Ризаитдина Фахретдинова известно любому мусульманину, — уверяет Маулимшина.

Сама могила располагается за скромной железной оградой.

В 90-е годы муфтию установили новый памятник, а старое надгробие «отдали» сыну

По соседству с могилой муфтия — две другие, в которых покоятся его сыновья. Судя по фотографии, за ними также не ухаживают.

Могила сына муфтия заросла травой, а надгробие — мхом

Муфтия очень почитают в Казани, рассказывает Маулимшина, и рядом с его могилой можно увидеть и вице-премьеров правительства Татарстана, чего не скажешь о местных представителях власти, уверена она.

Усыпальница шейха и вандалы

Среди разрушенных могил нам встречаются и те, что в относительно хорошем состоянии. Такой можно назвать усыпальницу шейха Алиоксара Сыртланова. Сама могила из прошлого столетия, а памятник явно новый.

Территория склепа тоже обросла травой

— Склеп изуродовали вандалы. Раньше, в 90-х годах, тут неподалеку располагались беседки. Вандалы пили и гуляли. Мусор постоянно скидывали. Всю эту территорию загадили, — рассказывает Маулимшина.

У вандалов не хватило воображения. Они смогли только запечатлеть свое имя на стене склепа известного шейха

Еще одна усыпальница, которая встретилась нам на пути, в хорошем состоянии, но она новая. В ней похоронены известный башкирский педагог и лингвист Закир Шакиров и члены его семьи.

В склеп так просто не попадешь. Он закрыт на ключ

«Душа не позволила бы идти с отставанием от других регионов»

Идем дальше и попадаем на родовое захоронение, где покоятся десять человек из знатной семьи.

— Здесь лежит семья муфтия Султанова. Его сын Искандер, к примеру, известен тем, что поставил подпись на документе о создании Башкурдистана. Он был соратником Заки Валиди и в годы террора погиб. Невестка Анна Рябинкина, полюбившая так сильно мужа, что ради него поменяла религию и взяла мусульманское имя Марьям. Она известна тем, что стала первой председательницей дамского мусульманского благотворительного общества в Поволжье с центром в Уфе, — отмечает Маулимшина.

Марьям Султанова известна благотворительностью

Башкирия, по словам Эльзы, еще сто лет назад считалась «передовым регионом», а сейчас — «в отстающих».

— Были первыми в образовании. У нас первыми в Уфе университеты открывались, не только для жителей Башкирии, но и для ближайших регионов. За сто лет мы превратились в отстающих, потому что историю свою не сохраняем. Если бы мы ценили, мы гордились бы этим. У нас душа в этом случае не позволила бы идти с отставанием от других регионов. Мы бы вкладывали силы, чтобы не уронить достоинство, честь и продолжать заниматься тем, что они заложили в свое время. А ведь мы были впереди Казани в свое время, Челябинска, Екатеринбурга, — рассказывает Маулимшина.

Разрухе на мусульманском кладбище удивляются не только местные жители, но и, по словам Эльзы, жители Татарстана:

— Они возмущаются, когда видят такие могилы и спрашивают: «Как можно к истории так относиться?»


Старейшее захоронение

И вот наша конечная остановка. Мы дошли до старейшей могилы мусульманского кладбища. Принадлежит она второму муфтию Оренбургского духовного мусульманского собрания Габдассаляму Габдрахимову. Похоронили его в 1840 году, рассказывает Маулимшина.

— Он построил первую соборную мечеть на Тукаева. Известен также и просветительством. Он призывал болезни лечить не только молитвами, но и лекарствами. Писал об этом в брошюрках и раздавал их людям. Раньше ведь это не очень было принято, — отмечает она.

Эта могила, как и многие другие захоронения, пребывает в плачевном виде: заросла деревьями, оградка заржавела.

Маулимшина призналась, что, когда ей плохо, она приходит на эту могилу — думать

На вопрос о том, а можно ли штрафовать потомков тех, чьи предки покоятся на этом кладбище, Маулимшина ответила отрицательно:

— Должно быть желание. Есть люди, которых хоронят как бездомных практически. Это все зависит от поведения самого человека при жизни. А вдруг он своих детей не содержал? Алиментов не платил? А сейчас он умрет, а его детей штрафовать?

Другая проблема, по ее мнению, заключается и в том, кто будет ухаживать за могилой, если потомки мертвы или нет:

— Никто, как сейчас?

Неравнодушные волонтеры при желании могут присоединиться к организации Эльзы Маулимшиной и вместе ухаживать за старинными могилами.

Источник

2024 © "КУРЕЦ — новостной перекур". Все права защищены.
Редакция: | Карта сайта