Создатель стелы с ошибками в центре Уфы: «Где были наши глаза, непонятно»
В центре Уфы на перекрестке улицы Мустая Карима и Коммунистической появился новый арт-объект — стела, испещренная словами, в центре которой изображен человек «канонических пропорций» Леонардо да Винчи. К досаде горожан, на стеле два слова оказались написаны с ошибками.
Как рассказал корреспонденту UFA1.RU Валериан Гагин, член Совета по правам человека, руководитель современного искусства «Облака» и один из создателей стелы, арт-объект посвящен Всеобщей декларации прав человека.
Почему были допущены промахи и кто их исправит, какой смысл вложили в стелу создатели и почему на ней нет башкирских слов, можно ли рассказать о правах человека с помощью художественных смыслов, об этом и многом другом — в эксклюзивном интервью Валериана Гагина UFA1.RU.
— Как вы вошли в совет по правам человека?
— В прошлом году мне позвонили и предложили вступить в совет по правам человека при главе Башкирии. Я согласился, потому что есть что привнести, есть возможность обратить внимание к ценности творчества, к ценности любой культурной коммуникации. Поскольку мы давно занимаемся общением со зрителями посредством искусства, я и определил для себя цель разговаривать о сложной теме: право, международное право и естественные права человека, я сам по образованию юрист.
Любая коммуникация посредством эмоций, она лучше, чем 1000 слов написать. Разговаривать на тему права на языке искусства крайне сложно. Но тем не менее мы решили с командой попробовать. Первая выставка была посвящена правам человека, открытие было в «Облаках», совместно с институтом права, СПЧ. В рамках нее были лекции и художественная часть, это работы, посвященные Всеобщей декларации о правах человека. Мы рассказывали о том, что написано в декларации с помощью художественных смыслов.
— Расскажите, как появилась Всеобщая декларация прав человека?
— Декларация прав человека была принята в 1948 году после длительных обсуждений. Она рождалась очень сложно, потому что действующие юристы решили описать все сразу. Документ создали вскоре после Второй мировой войны, с ее большим количеством жертв, концлагерями, газовыми камерами, холокостом. Люди были в ужасе, что человек может сделать с себе подобным, когда у него извращено понимание о правах другого на жизнь, свободу нации, слова, совести.
После всего этого ужаса страны объединились и решили для себя определить правила игры. Первым был Нюрнбергский процесс, в котором восторжествовал не закон, а естественные права, дарованные человеку от рождения: права на жизнь, свободу. Юристы собрались и сказали, что ни один закон не может эти права ограничить или отнять у человека. Потом собрались люди и решили создать гражданский священный правовой акт. Права, которые выше всех остальных прав. Родилась Всемирная декларация — большой документ на 400 страницах. Потом поняли, что это никто не будет читать.
Комиссию возглавляла Элеонора Рузвельт (супруга 32-го президента США. — Прим. ред.). Она сказала, что права человека начинаются с маленькой точки на земле, там, где растут ваши дети, там где ваш сад, а не на 400 страницах. И тогда за два дня написали 30 статей и одну преамбулу, которые стали основой всего международного одобрения.
Юристы доказали, что построить правовое общество невозможно, но стремиться нужно. Не существует идеального государства, где все права соблюдаются, где нет преступлений и правонарушений: человеческая природа такова, что мы иногда ошибаемся.
Стела как символ уважения к документу о правах человека
— Мы с архитектурной мастерской Винкельмана подумали, как бы мог выглядеть объект, который символизировал бы наше уважение к декларации прав человека. Общались, рисовали, думали, спорили и решили сделать то, что вы видите. Это такая аллюзия на Витрувианского человека Леонардо да Винчи. Витрувианский человек — это квинтэссенция идеального, золотое сечение. Круг как абсолютно идеальная форма, в круг вписан Витрувианский человек. Сталь, как один из самых прочных металлов, и самые яркие слова из декларации: свобода, независимый суд, равенство. Мы его презентовали на выставке в центре современного искусства «Облака». Он всем понравился, и после этого в этом году мы решили провести большой международный форум, где посредством культурных форм разговаривали с людьми о правах человека. Мы связались с нашими партнерами — Домом прав человека в Воронеже, они проводят эти фестивали давно, они нам помогли, нас поддержал совет по правам человека, ассоциация юристов.
Задача этого проекта — обратить внимание на права человека, ведь они есть, и у меня, и у вас. Каждый должен понимать, что его права не должны вступать в конфликт с правами другого человека. Это влияет на культуру общества в целом.
— Кто финансировал установку арт-объекта?
— Мы понимали, что стела дорогая, и мы решили подать на грант, потому что просто скинуться на нее не получается. Только само изготовление без проектирования к месту обошлось в 800 тысяч. Сама стела весит две тонны. Мы предложили партнерство мэрии Уфы, они нам предоставили площадку за Дворцом молодежи на аграрном университете, но нас это не устроило, потому что стела должна находиться в центре либо рядом с «Облаками», но администрация не согласовала.
Земля в районе Гостиного двора находится в собственности управляющей компании «Аркада». Они помогли нам: согласовали место, залили фундамент, с этого все и закрутилось.
— Вас раскритиковали за то, что на стеле только английские и русские слова. Что думаете?
— Нам как автором этого проекта важно, чтобы коннект с этим объектом приводил к каким-то действиям. Мы встретились с руководителем Курултая башкир Галимом Якуповым, который опубликовал пост, что на стеле нет башкирских слов, по его мнению, это дискриминация. В ходе встречи мы поняли, что Всемирная декларация прав человека переведена на 500 языков, а на башкирский язык нет.
— Переводить декларацию на башкирский язык собираются?
— Да, Галим загорелся созданием проекта: перевести ее на башкирский и отправить на сайт Организации Объединенных Наций. Потому что это важно. Мы перевели один абзац со специалистами Курултая, получилось очень красиво, на башкирском прямо огонь.
— Где еще есть подобный арт-объект? Он идентичен стеле на Гостинке?
— Нет, это наш авторский проект. Такой есть на Кипре, в Страсбурге около Совета по правам человека, есть в Брюсселе. Есть очень старый памятник, посвященный декларации прав человека, еще той, которая родилась во время французской революции.
— Почему стела появилась с двумя ошибками?
— Смешная ситуация получилось. Ведь этот проект мы разработали ещё год назад. С ним мы делали выставку, рассылали кучу приглашений, выкладывали в социальные сети. Никто не заметил ошибки. Они везде фигурировали, где были наши глаза, непонятно. Эффект получился вирусным, все обсуждали и фотографировали. С одной стороны, это история и прикольно. С другой стороны, я расстроился, взгляд уже замылился, и так вышло. Я знаю, что у нас позитивные люди и относятся к таким ошибкам с юмором.
— Кто будет исправлять ошибку?
— Грант никогда не покрывает затраты. Ты всегда закладываешь свои деньги. Поэтому достанем из кармана и сделаем.
— Когда исправят?
— Стоимость исправления не знаю, в какую сумму выйдет. Есть несколько вариантов: сначала мы думали выпилить слова и вставить на их место исправленные. Аппетит во время еды приходит, поэтому посмотрим. Сейчас несколько путей обсуждается, пока не буду вдаваться в подробности.
Как вы считаете, этот арт-объект нужен нашему городу?
Путин обсудил «актуальные вопросы» с лидером Таджкистана
Италия останется закрытой для туристов до конца года
Ученые рассказали о реакции добровольцев на вакцину от COVID-19
К Новому году в Кирове появятся 340 горок
Токаев ответил на скандальные слова о «подаренных» Россией Казахстану землях
Пользовательницы Сети разожгли баталии о мужьях и любовницах. Виноват супруг или «разлучница»?