Сторонники отца Сергия провели для журналистов PR-тур в монастыре, где укрылся схимник
Сторонники опального уральского схимонаха Сергия, которого 3 июля суд Екатеринбургской епархии постановил лишить сана, провели экскурсию для журналистов по Среднеуральскому женскому монастырю, где сейчас укрывается Сергий. Как передает корреспондент Znak.com, сам схимник к представителям СМИ не вышел, модератором мероприятия выступил православный активист Всеволод Могучев. Последний с недавних пор выступает в качестве пресс-секретаря обители и Сергия. Сам пресс-тур оказался скорее пиар-акцией, чем попыткой честно и объективно поговорить о сложившейся ситуации.
На территорию монастыря, который сейчас фактически захвачен сторонниками опального батюшки, журналистов пустили в 13:30. До этого момента всех держали на обочине тракта Серов — Екатеринбург, с которого и заезжают в монастырь. Потом собравшихся журналистов взяли в плотное кольцо охраны из десятка мужчин в штатском и повели внутрь. Охрана пристально следила за тем, чтобы никто из представителей СМИ не отходил от заранее намеченного маршрута и не общался в монастыре с теми, кто не был определен для общения. В качестве спикеров выступили несколько монахинь и прихожан. Для общения на площади возле монастырской церкви Казанской иконы Божией Матери было выделено полчаса. Все выступавшие говорили примерно об одном и том же: о проблемах, с которыми столкнулись в мирской жизни, и о спасительной роли Сергия в их судьбе.
«Была заместителем декана Института международных отношений в Екатеринбурге, преподавала английский. А потом так получилось, что Господь послал мне болезнь — онкологию. И я была вся слепая, больная, а отец меня взял в монастырь. Милостью Божией, с 2008 года здесь живу. А до этого семья была хорошая, но муж оставил и спустя три года после моего прихода в монастырь умер. Только милостью Божией, только молитвами монастыря и отца живу я», — рассказала 55-летняя монахиня Филарета. По ее словам, у нее сейчас «новый виток болезни». Тут же женщина заявила, что все нужное ей дают — «любое лекарство, любая медицинская помощь». Видимо, ее цель была доказать: в монастыре никто не губит послушниц. Ранее бывшие насельницы монастыря рассказывали, что попавшие в него больные люди лишаются необходимой медицинской помощи.
Следующей к журналистам подвели девушку, представившуюся монахиней Касинией. Она выступила в качестве примера того, что в монастырь насильно не ведут. Касиния рассказала, что в свое время закончила педагогический университет, потом жила несколько лет в Италии, где преподавала русский иностранцам. Но «тоска по родине дала о себе знать и сердцем вернулась обратно в Россию». «В Москве начала работать переводчиком итальянского языка, но постоянно шел поиск Бога, и божьей милостью приехала сюда. Подошла к батюшке, говорю, что хочу в монастырь. А он мне: „Оставайся сейчас“. Батюшкиными молитвами все сложилось», — рассказала Касиния.
Вопрос Znak.com о том, как она отнеслась к тому, что настоящая настоятельница Среднеуральского монастыря, игуменья Варвара (Крыгина), была вынуждена покинуть обитель из-за непримиримой позиции Сергия, Могучев заблокировал: «На вопрос о каких-то ссорах мы не отвечаем, это мы оставляем за гранью данного мероприятия». Другой, еще более нейтральный вопрос других коллег о роли настоятельницы в жизни монастыря, тоже был блокирован. «О всех, кто здесь был и есть, монастырь молится. В данном случае мы стараемся никого не осуждать, даже тех, кто высказывает неправдивую критику о монастыре и отдельных его представителях», — заявил Могучев.
Попытка напомнить ему о том, что вопрос адресовался монахине Касинии, вызвала лишь неудовольствие. «Коллега, я сам решу, на какие вопросы отвечать», — отрезал Могучев. «Монашеская жизнь — это постоянная борьба, постоянная брань. Живем и молимся. Молимся, чтобы все было хорошо, чтобы все было по любви», — успела, правда, сказать Касиния перед тем, как ее сменили другим спикером.
Им оказался безногий инвалид в коляске. «Жил, работал, семья была. Заболел я очень сахарным диабетом. Сначала на таблетках, потом на инсулин, потом ноги потерял. И стал никому не нужен. А потом мне сказали, что есть такой монастырь, и предложили поехать жить. Привезли меня сюда в июле 2016 года. Отец Сергий со мной побеседовал и оставил. Очень благодарен Боженьке, Богородице и отцу Сергию за то, что нахожусь здесь», — рассказал колясочник, представившийся Вячеславом Куповацким.
Он рассказал, что в монастыре его всем обеспечивают, в том числе пятью уколами инсулина в день. Но вопросы о том, как давно он наблюдался у медиков, и кто сейчас получает его пенсию (сам мужчина уверял, что отказался от нее), поставили его в тупик. Куповацкий поспешил ретироваться.
Тут же к журналистам вывели женщину средних лет с кавказскими чертами лица. «Меня зовут Мария. У меня в жизни не очень ординарная ситуация случилась. Пять с половиной лет назад я потеряла ребенка. Ему было 23 года. Сын погиб, не доехав 500 метров до дома с работы», — начала она. Оказалось, что ее сына звали Грант Навасардян. Воспитанник пензенской школы высшего спортивного мастерства, мастер спорта России по греко-римской борьбе, победитель спартакиады учащихся и призер первенств страны скончался в январе 2015 года после ДТП под Сочи.
«На следующий день после похорон я приехала сюда к батюшке. Я потеряла всякую надежду на жизнь и на свое существование дальше. И Господь меня сюда привел, к отцу. Меня здесь никто не знал, и меня приняли здесь как в свою семью. А когда я слышу о том, что все сейчас говорят, мне настолько больно! Отец — он очень искренний! Если бы не он, я не знаю, как выжила бы», — продолжила женщина.
Несмотря на протесты Могучева, она все-таки выразила отношение к решению епархиального суда о лишении Сергия сана. «Решение суда восприняла со слезами на глазах. Я просто ни на одну секунду не представляю себя без отца. Я бы не выжила! Не знаю, что бы со мной случилось. Благодаря любви этого человека, благодаря его молитве я не переступила в тяжелый период через последнюю черту», — заявила женщина.
В этот момент внимание журналистов на себя переключил высокий седовласый мужчина. Представился Виктором Андреевичем. «Врач-травматолог и еще немного по психиатрии», — охарактеризовал он род своих занятий. «Я конкретно отвечу на все, что вы хотите знать про отца Сергия. Давайте быстро спрашивайте!», — довольно агрессивно предложил он. Через несколько минут стало понятно, что ни о чем, кроме как о «чудотворных способностях» Сергия этот человек общаться не готов:
— Вы разделяете точку зрения отца Сергия касательно хасидов?
— Еще раз говорю, вы меня спросите, что вы хотите знать про отца Сергия. Я 20 лет с ним, на Ганину Яму пришел в 2000 году, в ноябре. Если что-то хотите про него объективно знать, я отвечу.
— У вас нет сомнений в адекватности его проповедей?
— Слушай, ты какой-то больной. Я тебе конкретно объясняю — я 20 лет здесь нахожусь. Давайте конкретный вопрос. Что за смешные вопросы?!
— Почему он ушел из Ганиной Ямы?
— Там есть митрополит, который решает.
— Вы говорите, знаете его с тех пор, как это было?
— Ну, здрасьте, что это я буду вам объяснять, вы кто такой вообще? Вы об отце спросите.
В диалог вновь вмешался Могучев. «Если будете хамить, то пойдете на выход. Мы говорим о монастыре и об отце. Если хотите какие-то вещи, связанные с политикой, с проповедями, со сплетнями — это не здесь и не сейчас точно. Есть вопросы — вам расскажут, нет — выход сами знаете где», — заявил журналистам человек, претендующий на роль пресс-секретаря монашеской обители. Дальнейшие рассказы «врача» о том, что Сергий видит «трансцендентные сущности», и о «рассосавшихся» раковых опухолях у прихожан, журналисты слушали уже без особого интереса.
Спустя еще несколько минут участников странного пресс-тура пригласили послушать импровизированный концерт в исполнении насельниц монастыря. Среди прочего они под аккомпанемент аккордеона и гуслей исполнили «Волховскую застольную» — песню периода Великой Отечественной войны. Над монастырем понеслось: «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина! Выпьем и снова нальем!» Тут же некий афонский монах зачитал на иврите обращение к еврейскому народу, из которого знакомыми оказались лишь два слова — хасиды и каббала. Оба из лексикона отца Сергия. Перевода к обращению с иврита на русский не прилагалось.
Последним пунктом пресс-тура по монастырю стала демонстрация его новостроек. Вела ее монахиня Василиса. Та самая, которая неделю назад присутствовала при конфликте со съемочной группой Ксении Собчак. Попытка спросить монахиню Василису о том, зачем понадобилось Собчак ронять на газон, а ее режиссеру Сергею Ерженкову ломать руку, успехом не увенчалась. «Есть же видео, там все видно. Никто никого не ронял», — заявила собеседница и поспешила прочь от назойливого журналиста.
Перед тем как выпроводить представителей СМИ за пределы обители, их хорошенько накормили в монастырской трапезной. Тех, кто есть не захотел, сначала в добровольно-принудительном порядке загнали внутрь столовой. Потом, смилостивившись, разрешили вернуться на крыльцо под охрану четырех «прихожан». При этом настоятельно рекомендовали никуда далеко не отходить.
К этому моменту в монастырской церкви уже началась служба. Над взбунтовавшейся обителью то и дело разносилось: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Согласны были, кажется, и охранники, и те, кого они стерегли.
Экостиль и нестандартные украшения: тренды новогоднего декора 2021-2022
Минздрав планирует привить от коронавируса 60% россиян
Стартовали продажи браслета Redmi Band
«Я — идеальный»: срочник, выживший при обрушении казармы в Омске, рассказал, как обрести счастье