Тайга, кровь и шоу-бизнес
Людмила Семенова Искусствовед
Развлекательный канал ТНТ в новом сезоне стартовал с весьма неоднозначным проектом, посвященным суровой прозе жизни, — приключенческим триллером «Игра на выживание». Он снят в псевдодокументальном формате, к тому же несколько занятых в нем медийных лиц играют самих себя — в том числе ведущий Игорь Верник.
С первого взгляда зритель может решить, что это сильно обновленная версия «Последнего героя», из жарких стран перенесенная в сибирскую тайгу — без запасов еды и воды, без электричества и средств связи. Однако уже в первой серии что-то идет не так, и сходство с реалити-шоу лишь добавляет напряженности.
Сюжет о людях, которые рассчитывали получить заряд адреналина и романтики, а затем вернуться к комфортной жизни, очень популярен в массовой культуре — такие фильмы, как «Открытое море» или «127 часов», получили высокие оценки кинокритиков и зрителей.
В «Игре на выживание» к борьбе с недружелюбной природой примешивается не менее острая тема отношений между людьми, связанными общей бедой. Раскроет ли она в них умение сопереживать и поддерживать или обнажит все самое низменное и первобытное, скрытое под покровами условностей, моральных норм и законов? Как будет действовать человек, зная, что на кону уже не миллион евро (такой приз был обещан победителю игры), а собственная жизнь? Особенно учитывая, что вокруг нет никого, в чьих глазах хотелось бы выглядеть положительным, — по крайней мере с того момента, когда герои понимают, что «шоу» перестало быть управляемым. Насколько это развяжет руки и приблизит к природе — не прекрасной и загадочной, как рисуют ее себе сторонники дауншифтинга, а жестокой и бескомпромиссной?
2149 Зона отчуждения человечности
Неординарным саундтреком к сериалу стала «Песня о Родине», более известная как «Широка страна моя родная». Только в новой интерпретации нет ни бравурной музыки, ни вдохновенного вокала. Если в оригинальном виде песня сейчас выглядит злой иронией над социалистической идеологией, то в контексте «Игры на выживание» это насмешка над самим человеком, возомнившим себя центром мироздания, а на деле практически беспомощным без гаджетов и сферы услуг. И едва ли какая-либо страна, кроме России, может дать такой чудовищный простор для фантазий о борьбе с дикой природой и не менее дикими нравами.
Стоит отметить, что авторы постарались собрать в одном месте не просто случайных людей, которым придется находить точки соприкосновения, но и яркие, узнаваемые типажи. Здесь есть и амбициозная молодежь, и умудренное опытом старшее поколение, и «альфа-самцы», и их противоположности, считающие, что «интеллект тоже может возбуждать… то есть побеждать». Женские персонажи также выписаны колоритно, хоть и несколько шаблонно: кто-то полагается лишь на то, что «мужчина всегда поможет, если правильно попросить», кто-то, по последней моде, любит феминитивы и животных, кто-то едет в тайгу ради фото для «сториз», а кто-то всю жизнь страдает синдромом отличницы (и именно для этой героини первые уроки окажутся наиболее жестокими).
А особенно ярко сатира над богемой и обществом потребления проявляется в словах приглашенных знаменитостей Алексея Чадова и Александры Бортич: «Хочется чего-то настоящего, живого». И когда начинаются страшные события, «обычные» участники поначалу возлагают надежду именно на то, что «звездам» никто не даст потеряться в тайге, страдая от голода и холода, а стало быть и остальным что-то перепадет.
Несмотря на динамично развивающийся сюжет и интересные образы, смотреть «Игру на выживание» по-настоящему тяжело. В определенный момент кажется, что противостояние между животными инстинктами и тем, что заложено моралью, идет по ложному пути и авторы пытаются усидеть на двух стульях: не лукавить против природных истин и услужить поборникам лженравственности, утверждающим, что в экстремальные моменты человек вспоминает о боге, а не пытается выжить любой ценой.
2430 Надежда убивает последней?
Пока тема веры непосредственно не затрагивается, но уже дан посыл, что люди обязательно должны уметь прощать — якобы именно это отличает их от животных. Один из первых же конфликтов в «Игре на выживание» оборачивается предательством, которое виновник оправдывает благими намерениями — иначе погибли бы все (хотя это лишь удобные для него домыслы). Поначалу его осуждают, но затем даже главная жертва этого предательства проникается христианским всепониманием, из чего следует очень приятный вывод: для прощения достаточно лишь трогательно извиниться.
Возможно, дальнейший ход повествования будет более ясным и прямолинейным, с указанием на то, что героев объединяет не милосердие, а вынужденная стадность, так или иначе увеличивающая шансы выжить. Это все же лучше, чем потеря человеческого облика и кровавая развязка. Но пока сериал выглядит не срезом с жестокой реальности, а набором авторских мыслей на эту тему, которые можно разделять или опровергать в силу личных убеждений.
Хотя один вывод очевиден уже сейчас: не стоит прельщаться большими деньгами и приключениями, если вы хоть немного сомневаетесь в своей выносливости и умении адаптироваться к любым условиям. Это вроде бы банальная истина, но люди почему-то до сих пор ею пренебрегают.
Людмила Семенова
Глава Минэнерго США ожидает усиления нефтепромышленности после кризиса
Ученые озвучили тревожные последствия мутации коронавируса
Суд объяснил приговор активисту Котову «деструктивным поведением»
Путин обещал поднять вопрос об уровне дохода россиян в послании к Федеральному собранию
Петербургский «Буквоед» не будет устанавливать мемориальную доску убитому антифашисту