$63.7244   €70.5047
КУРЕЦ — новостной перекур

Тайны старого Челябинска: духовное обучение

23.05.2021 08:19

Тайны старого Челябинска: духовное обучение

Преобладающей религией Российской империи являлось православие, представленное Российской православной церковью, объединяющей около двух третей населения. Русская православная церковь имела статус государственной. Император носил титул защитника Церкви, государство выделяло средства на ее содержание, признавало за церковными праздниками статус государственных, православные священники были представлены в школах и в армии.

Закон Божий являлся первым и главным предметом изучения в начальной школе и одним из значимых в средней школе. В состав Закона Божьего как школьного предмета в начальной школе входили катехизис, церковные молитвы, Священная история, разъяснение богослужения. В средних учебных заведениях к этому добавлялась история христианской церкви. Право преподавать Закон Божий имели только священнослужители или лица, получившие образование в духовных семинариях.

Историк Владимир Боже отмечал, что первоначально дети челябинского духовенства получали общее начальное образование в школе при Далматовском Успенском монастыре, действовавшей с 1718 года. В 1779 году в Челябинске появилась русская словесная школа, но из-за слабой финансовой поддержки в 1814–1815 годы школа закрылась. Только в октябре 1830 года в Челябинске начали действовать приходское и уездное духовные училища. В духовные училища принимали мальчиков 10-12 лет, оканчивали они обучение, если не задерживались в каких-либо классах, в возрасте 14-16 лет. Духовные училища соответствовали старшим классам начальной и младшим средней школы. Духовные училища были предназначены только для детей духовенства и призваны были готовить учеников для поступления в духовные семинарии.

Усадьба челябинского духовного училища занимала полквартала между Южным бульваром (ныне проспект Ленина) и Степной улицей (ныне улица Коммуны). На углу улиц Большой (ныне улица Цвиллинга) и Степной стояла училищная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская). Ориентировочно в 1873–1875 годы на середине усадьбы, расположенной на участке на углу улиц Большой и Степной, был построен новый корпус мужского духовного училища, на постройку которого было затрачено 30870 рублей и 4564 рублей— на внутреннюю обстановку.

В подвальном этаже находились кухня и кладовые, на первом этаже — пять классных комнат, помещение для учителей, квартира пом. смотрителя, столовая, на втором —пять спален для учеников на 100 человек, библиотека, квартира надзирателя, гардероб. За главным училищным зданием в деревянном, на каменном фундаменте доме жил смотритель и располагались хозяйственные помещения. Библиотека духовного училища, собранная также на деньги местного духовенства, в 1880 году состояла из 1696 томов.

Учащиеся с оценками «5» и «4» причислялись к первому разряду: в 1889/1890 учебном году к нему относилось 20,1% учеников (при 142 учащихся). В этом же учебном году было зафиксировано 98 случаев нарушения дисциплины: курение, шалость во время уроков, непочтительное отношение к наставникам и надзирателям, мелкие кражи вещей у товарищей, неблагоговейное состояние при богослужении и др. Система наказаний включала замечания и выговоры, лишение права выхода в город с территории училища в воскресные и праздничные дни, заключение в карцер от 1 до 6,5 часа, лишение обеда или ужина (или одного из блюд) на срок от 1 до 14 дней, «голодный стол» (присутствие во время обеда за пустым столом).

Девочки из семей челябинских священнослужителей до начала ХХ века обучались в иногородних епархиальных женских училищах, в частности, в Оренбурге.

Впервые идею открыть в городе такое училище высказал епископ Оренбургский и Уральский Владимир, предложивший использовать для этого здание упраздненного свечного завода. Однако челябинское духовенство, собравшись в 1898 году на свой окружной съезд, не поддержало епископа, посчитав имеющиеся помещения недостаточными для размещения училища. Окружной съезд 1901 года вновь вернулся к этому вопросу. Собравшиеся констатировали, что из 270 обучавшихся девочек челябинского округа лишь 130 занимались в Оренбургском первом епархиальном училище, остальные 140 либо поступали в светские учебные заведения, либо довольствовались низшим образованием. Идею создания училища в Челябинске поддержали Святейший Синод и новый оренбургский архиерей Иаков, однако в зданиях свечного завода могли разместиться только первые два класса (полный курс училища составлял шесть классов), для остальных же требовались дополнительные площади. Тем не менее, постановили новое учебное заведение открыть, а вопрос со зданием решить позднее.

Финансовые проблемы мешали осуществить и это начинание. Смета на обустройство общежития для 50 воспитанниц с двумя надзирателями и другим персоналом, с баней и прочими хозяйственными расходами составила 17000 рублей. Смета и новые прошения финансирования вызвали гнев у епископа Владимира. Был объявлен выговор деятелям съезда: «…Смета составлена широко и дорого с претензиями на роскошь. Бани не нужно, могут мыться и в казенной училищной бане, могут обходиться без гардероба и прочего. Можно обойтись и без перестройки здания…». Но епископ счел необходимым приспособить здания завода под общежитие и предписал представлять ежегодно по 10 рублей с каждой церкви на эти цели. Решили временно эксплуатировать эти здания нехитрым способом… отдать его в аренду. В скором времени нашелся арендатор — Товарищество чайной торговли братьев Поповых, которому заводские постройки были сданы на 5 лет по 1500 рублей. Арендные деньги и десятирублевый сбор епископ распорядился обратить в строительный комитет на расширение существующего общежития при мужском духовном училище.

Ко времени открытия окружного съезда 1907 года духовенство выработало основания к необходимости открытия в Челябинске своего женского училища, а именно:

«1. дальность расстояния, затрудняющая доставления детей в Оренбург для обучения…

2. значительное число детей Челябинского духовенства, обучающихся в Оренбургском училище, — конечно, как доказательство, что училище в Челябинске не будет пустовать,

3. желательность обучения девочек в том же городе, где обучаются в мужских училищах их братья…»

17 сентября 1908 года состоялся торжественный акт (первая литургия), посвященный открытию училища. На нем присутствовало все городское начальство, духовенство, челябинские учителя, а также 43 девочки, выдержавшие вступительные экзамены. Возглавила училище бывшая учительница французского языка Оренбургского епархиального училища, вдова надворного советника Крутикова, инспектором классов стал помощник смотрителя училища духовного Иван Сперанский. Сперанским была предложена историческая записка о возникновении и развитии вопроса открытия в Челябинске Второго епархиального училища. Акт закончился пением народного гимна и «многие лета». По окончании церковного торжества детям и гостям предложен был чай.

В 1909 году рядом был построен еще и деревянный дом, а количество классов доведено до четырех. Для строительства нового каменного здания Второго женского епархиального училища дума городская 30 июня 1910 года безвозмездно выделила 2700 квадратных сажень земли. Однако из-за финансовых сложностей попечительскому совету училища так и не удалось решить вопрос о здании, и училище поэтому оставалось неполным, 4-классным, дававшим углубленное начальное образование.

В среднем в училище ежегодно занимались около 150 учениц. Среди изучаемых в училище предметов были не только закон божий, церковно-славянский язык, история Ветхого и Нового Завета, но и общеобразовательные дисциплины: русский язык, словесность, арифметика, география, история, природоведение, чистописание. Учащихся готовили и к будущей взрослой жизни, например, шитью на швейных машинах фирмы «Зингер». Для этого сама фирма бесплатно предоставила училищу шесть машин и специально подготовленную учительницу. При училище имелась библиотека, действовало «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся» (открыто 8 января 1912 года).

1 марта 1918 года училище закрылось, а его имущество было передано в ведение Комитета по народному образованию.

По материалам публикаций В. Боже, А. Конюченко, М. Сазыкина.

Источник

2024 © "КУРЕЦ — новостной перекур". Все права защищены.
Редакция: | Карта сайта