Тайны старого Челябинска: краткий миг модерна
В этой публикации я не претендую на исчерпывающее раскрытие темы. Это всего лишь попытка отдать дань странному архитектурному стилю, захватившему умы и кошельки некоторых экстравагантных представителей богатой городской прослойки на очень краткий миг — всего на несколько лет. Но тем не менее оставивший заметный след на архитектурной карте Челябинска. Следует отметить, что к истории челябинского модерна обращались многие искусствоведы и архитекторы, в частности Галина Преображенская, Сергей Шабалин, Анна Леготина.
Модерн — это прежде всего стремление к обновлению форм, поиск новых выразительных средств, изучение свойств и возможностей новых материалов или же воскрешение старых, с тем чтобы найти новые способы их применения и сопоставления. Характерными чертами модерна являются отказ от использования ордерной (упорядоченной) системы, использование стилизованных декоративных элементов, напоминающих органические формы.
В России модерн просуществовал немногим более десятилетия. Отказавшись от изобразительных средств старых стилей, модерн заменяет привычный декор мотивами живой природы. И основное, что объединяет эти мотивы и выражает психологическую суть концепции модерна, это капризная, причудливо извивающаяся линия, которая во многих примерах не имеет прямой аналогии в реальной среде, а несет в себе подражание длинному и гибкому ростку вьющегося растения.
Особенности стиля прослеживаются как в объемно-планировочном решении, так и в деталях декора. Фасады отличаются живописной асимметрией. Угловая башенка, увенчанная шпилем, закрепляет перекресток улиц и служит объединяющим акцентом. Главный вход заглублен в портал. Окна различных размеров и очертаний с типичными линиями рамных переплетов. Усиливают декоративный эффект разнообразные лепные детали: от линейных форм и окружностей, растительных гирлянд до стилизованных женских головок.
Некоторые из использованных декоративных элементов, видоизменившись, проявились в 1911 году на фасаде здания магазина Валеева по улице Уфимской (ныне улица Кирова). Например, из одинаковых элементов состоят капители пилястр, близки по очертаниям (в виде бича) парапетные решетки магазина и декоративные элементы, поддерживающие шар на шпиле дома Данцигера. При этом здание магазина Валеева значительно эклектично. Архитектура здания производит двойственное впечатление: с одной стороны, кажется, — все доведено до абсурда ради сильного эффекта, а с другой стороны — зритель как бы втягивается в своеобразную игру неожиданно соединенных, разнородных архитектурных форм, деталей, причудливых линий.
Примыкающий с юга к зданию магазина Валеева одноэтажный корпус каменных торговых рядов построен чуть раньше — в 1908–1910 годы, хотя своеобразным подражанием каркасной системе и скупым декором фасада архитектура его приближается к более позднему рациональному модерну, связанному с творческой переработкой приемов архитектурного наследия.
Искусствовед Сергей Шабалин считает, что наиболее ярким и чистым по стилю образцом рационального модерна в Челябинске является здание пассажа торгового дома братьев Яушевых, построенного в 1912–1913 годы по проекту инженера Аркадия Федорова. Его планировочное решение связано с пересечением двух композиционных осей: одна развернута по линии фасада, другая направлена вглубь от главного входа к парадной лестнице. Ритмический строй больших остекленных окон-эркеров и гладких простенков, облицованных светлой керамической плиткой, вносят в архитектуру здания простоту и функциональность. Тем самым была осуществлена попытка выявить эстетические качества новых строительных материалов. И все же, видимо, из-за боязни пойти до конца этим путем архитектор делает отступление и привносит, хотя и скупо, классические элементы (спаренные полуколонны, поддерживающие аттик, консоли в виде акантов).
В Челябинске деревянные постройки стиля модерн — это в основном богатые особняки. По существу, здесь модерн выступал в своем первоначальном виде, задуманном как стиль частных особняков и загородных вилл. В декорациях челябинского деревянного модерна прослеживались те ранние черты стиля, когда, выступая против эклектики, он по существу во многом был продолжателем ее декоративизма как основного творческого метода. В одной из характерных для города групп наличников использовался самый распространенный в челябинском деревянном модерне прием окантовки окна различными кривыми тягами, иногда в сочетании с причудливыми формами оконных переплетов. Происхождение этого мотива искусствовед Галина Преображенская связывала с типичным для каменного модерна обрамлением оконного проема тягой в виде широкой ленты из штукатурки или цемента, который часто имел сложное очертание.
Основным воплощением принципов модерна в челябинской деревянной архитектуре искусствоведы считают достижение образности, выразительности, неповторимости облика наиболее выдающихся зданий. Такие здания сыграли значительную роль в создании архитектурного ансамбля центра города. В сравнении с купеческими особняками середины — второй половины XIX века они выигрывали в отношении объемно-пространственной структуры и пластической выразительности фасадов. Следует отметить также обилие в их декоре башенок, имитирующих формы русских деревянных церквей.
Также исчезли и такие интереснейшие сооружения деревянного модерна, как двухэтажное здание типографии Вульфсона и выставочный павильон завода «Столль и Ко». В деревянном доме криволинейные очертания, как правило, придавались наличникам. Но иногда, например, в эркерах здания типографии Вульфсона (дома № 85 по улице Коммуны), сами проемы имели форму, близкую эллипсу, а вертикальные тяги, обрамляющие окна, заканчивались стилизованными листьями, выходящими на очелье (фронтон здания).
Сильное влияние модерн оказал и на промышленную архитектуру города, прежде всего на новые типы зданий: водонапорную башню (1912 год, архитектор Федоров), городскую электростанцию (1915 год), элеватор Государственного банка (1914–1916 годы). Здания утилитарного назначения приобрели романтизированный характер: так, например, водонапорная башня, в какой-то степени, ассоциируется с объектом оборонного зодчества.
Безусловно, определеную роль в «модернизации» архитектурного облика дореволюционного Челябинска сыграл таинственный инженер-архитектор Аркадий Федоров, причастность которого, по меньшей мере, к трем важным объектам в стиле модерна точно установлена.
По материалам публикаций Г. Преображенской и С. Шабалина. Использованы фотографии из альбома «Старый Челябинск в открытках и фотографиях» (Челябинск: Каменный пояс, 2008).
На Ямале выставлены на аукцион нефтегазовые участки, примыкающие к местам обитания стерхов
Система Face ID для оплаты проезда заработает в московском метро в 2021 году
Samsung Galaxy Z Flip Lite: самый доступный смартфон с гибким экраном
Самолет «Москва-Ижевск» экстренно приземлился в Кирове из-за погоды
В Тюмени в Доме малютки умерла четырехмесячная девочка
Преимущество использования сервисов для накрутки отзывов Apple Store