Тайны старого Челябинска: кто и как строил город
В дореволюционной истории Челябинска известны имена всего двух архитекторов, работавших в городе. Один из них — почетный гражданин Семен Латышев, который исполнял обязанности городского архитектора, но подписывался под своими проектами как техник. Два здания, сооруженные по проектам 1886–1887 годов челябинского городского архитектора Латышева, сохранились до наших дней. Это одноэтажный деревянный дом с каменным подвалом Культина (ныне на улице Труда, 71) и двухэтажный каменный дом Кедрова (ныне по адресу — улица 1 Мая, 38).
Более известен Аркадий Федоров, который также скромно считал себя не архитектором, а инженером. Он родился в 1875 году, окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. В Челябинск приехал в 1908 году и работал на железной дороге.
В 1906 году при непосредственном участии городского головы Александра Бейвеля была создана городская водопроводная комиссия, которая заказала предварительные проекты нескольким фирмам, занимающимся устройством водопроводов. В начале 1909 года были присланы первые предварительные проекты. К обсуждению проектов были привлечены инженер путей сообщения Федоров и инженер-технолог Городецкий. В декабре 1909 года Федорову было предложено самому составить проект на основе имеющихся у водопроводной комиссии наработок.
Типовой проект водонапорной башни (в настоящее время она находится на улице Воровского) был также переработан Федоровым.
В 1912 году на так называемой Симеоновской горке на северо-западной окраине Челябинска по типовому проекту, опять же переработанному инженером Аркадием Федоровым, началось строительство специально для 196-го пехотного Инсарского полка (который до этого размещался на войсковом остановочном пункте около вокзала) нового комплекса казарм из красного кирпича.
Не отказывался Аркадий Федоров и от выполнения частных заказов. В стиле модерн, популярного в 1910-е годы в Челябинске, Федоров сделал проект особняка стоматолога Данцигера. Дом был построен на углу улиц Сибирской и Мастерской (ныне улица Пушкина, 1).
27 апреля 1910 года купец Мухамметжан Валеев получил разрешение на постройку каменного двухэтажного магазина в Челябинске по улице Уфимской (ныне улица Кирова). Проект магазина Валеева, скорее всего, выполнил также Аркадий Федоров. Церемония открытия магазина Валеева состоялась 14 октября 1911 года.
17 апреля 1912 года купец Галеев по доверенности Торгового дома «Братья Яушевы» обратился в городскую думу за разрешением по ограждению участка для складирования строительных материалов: «Желая произвести постройку двухэтажного каменного корпуса — магазина на собственном месте, находящемся по Сибирской улице, дом №… по проектированному плану инженера Федорова…» 10 октября 1913 года состоялось открытие Пассажа (ныне улица Труда, 92).
Идея постройки Народного дома в Челябинске зародилась в 1895 году, вскоре после организации челябинского попечительства. Городской голова, который одновременно был местным попечителем народной трезвости, обратился к думе с предложением: «Предположено в г. Челябинске построить Народный дом, в котором будут помещаться чайная, библиотека-читальня и зало для народных публичных чтений и спектаклей. Проект такого здания разрабатывает безплатно архитектор господин Карвовский. Город со своей стороны не откажет отвести безплатно место для постройки этого здания».
Поляк Рудольф Карвовский работал в Пермской строительной дорожной комиссии. По его проектам были построены многие здания в Перми, Кунгуре, Соликамске, Красноуфимске, Екатеринбурге, Ирбите и других городах. Проект здания Народного дома в Челябинске, вероятно, был одним из его последних (если не последним) проектов, так как Карвовский скончался в Перми 29 февраля 1896 года. Здание Народного дома в Челябинске было построено в 1903 году.
Изначально для челябинского реального училища планировалось скопировать здание 3-го реального училища Санкт-Петербурга (сейчас гимназия № 155). Петербургский оригинал был построен в 1885–1887 годах по проекту архитектора Александра Красовского, его отличали удобство и рациональная планировка. Но в итоге здание Красовского послужило архитектурной базой, на основе которой архитектор Владимир Чаплиц сделал собственный проект.
С 1899 года Чаплиц выполнял обязанности инженера-строителя и архитектора по сооружению и проектированию учебных зданий Оренбургского учебного округа (до революции территория современной Челябинской области входила в Оренбургскую губернию). Строительство нового здания на улице Садовой (ныне улица Красная) велось с 1904 года, подрядчиком был городской голова Александр Бейвель.
В начале 1906 года архитектор Александр Померанцев, уже располагавший репутацией архитектора с мировым именем, получил заказ на разработку проекта храма в Челябинске. К концу декабря того же года проект был завершен, и 30 января 1907 года техническая комиссия «рассмотрела представленный проект и нашла его составленным удовлетворительно».
По проектам Померанцева построены ряд жилых и общественных зданий в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, ансамбль построек Московской окружной железной дороги, несколько церквей (в том числе храм Александра Невского в Софии). Наиболее значительное — здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) на Красной площади в Москве.
Проект здания Челябинского уездного казначейства был создан в 1909 году (ныне здание Госбанка на проспекте Ленина, 58). Подпись на проекте неразборчива, однако можно предположить, что проект составлялся губернским инженером Мацеем Баллогом, занимавшим этот пост с 1903 года. Баллог в то же самое время спроектировал здание Челябинского уездного отделения Государственного банка (построено в 1912 году, современное Законодательное собрание Челябинской области). Начало строительства здания Челябинского уездного казначейства — ориентировочно осень 1913 года (заметка о закладке здания в газете «Голос Приуралья» за 22 сентября 1913 года).
В Челябинске часто сами строители являлись авторами проектов сооружаемых ими зданий.
К началу XX века в приходе Свято-Троицкой церкви в Заречье проживало около 5 тыс. человек. 2 апреля 1909 года на собрании церковно-приходского попечительства обсуждался вопрос о расширении церкви, утвердили план и смету строительных работ. Проект нового здания разработал потомственный строитель Петр Сараев. По нему предполагалось разобрать существующее здание и возвести новое краснокирпичное здание. В июне 1909 года попечительство приняло решение об отдаче подряда на каменную кладку Сараеву без торгов. Однако строительство по каким-то причинам началось лишь в 1911 году. Руководителем строительных работ стал Иван Кулаков.
В 1748 году здесь было начато строительство собора. Поскольку в Челябинске и прочих крепостях специалистов по изготовлению кирпича и классных каменщиков, очевидно, не оказалось, провинциальная канцелярия обратилась к настоятелю Далматова монастыря Сильвестру: «…как для указания делать кирпичи так и для клажи церкви святой мастеров достойных трех человек прислать в Ысетсую правинциалную канцелярию которым по договору неоскудная плата отсель быть имеет». Из Далматова монастыря в Челябинск были посланы несколько человек, в том числе каменщик Акинфий Денисов и часовщик Василий Журавлев, однако вскоре выяснилось, что на них Екатеринбургской конторой судных и земских дел наложен штраф за сокрытие беглых. На требование о возврате в монастырь провинциальные власти ответили, что, мол, со слов самого Денисова, штраф ему платить нечем и желает он сумму в пятнадцать рублей семьдесят одну копейку и три четверти копейки отработать на строительстве собора в Челябинске. Проработал мастер на стройке собора недолго — уже в 1753 году он строил церковь в Тобольске.
Дом по нынешнему адресу — улица Труда, 86, — один из очень немногих домов постройки XIX века, у которого можно назвать имя строителя. Историк Гаяз Самигулов нашел документы, согласно которым 22 февраля (по старому стилю) 1825 года крестьянин Нижегородской губернии Балахнинского уезда вотчины князя Василия Алексеевича Урусова деревни Салигузовой Ермолай Серцов обратился с просьбой о постройке на выгонной земле Челябинска кирпичного сарая, то есть заводика для выделки кирпича, где с помощью нанятых рабочих изготовить 100 тыс. штук кирпича «лутчей доброты», а затем из этого кирпича сложить дом на каменном фундаменте, с двумя каменными выходами (подвалами) с кирпичными сводами. Сколько комнат будет в доме — было не известно, поскольку хозяин еще не выбрал фасад, по которому будет строиться здание. В то время в городах России все новостройки дозволялись только по «Высочайше утвержденным фасадам» — альбомы примерных фасадов, утвержденных императором, рассылались по губерниям, и человеку, желавшему построить дом, предлагалось выбрать тот, что его устраивал. Заказчиком строительства был челябинский купец Илья Смолин.
В 1837 году в заречной части Челябинска было разбито второе в городе православное кладбище. В январе 1873 года Оренбургская духовная консистория (церковное управление) разрешила строительство на этом кладбище новой церкви. В это же время обсуждался вопрос о расширении городской территории и нарезке новых жилых кварталов. Согласно одобренному Челябинской городской думой 2 апреля 1875 года и утвержденному Оренбургским губернским правлением плану города заречное кладбище оказалось в селитебной (жилой) зоне, а потому местные власти предложили перенести его на другое место — севернее городской черты (будущее Успенское кладбище, западнее нынешнего района теплотехнического института). В январе 1876 года погребения на Симеоновской горке велено было прекратить.
Тем не менее строительство церкви, хотя и очень медленно, продолжили, и в 1883 году благодаря пожертвованиям «разных лиц» на уже упраздненном кладбище построили церковь с престолом во имя Святого Симеона Верхотурского. Вел строительство челябинский мещанин Петр Ильиных. В благодарность за свои труды он был похоронен за алтарем Симеоновской церкви. Его могила сохранилась до сих пор. Летом 1889 года колокольня рухнула во время бури, повредив обломками крышу. Восстановление было поручено крестьянину Павлу Кутыреву. Работы были полностью завершены к 14 мая 1890 года.
Директору музея истории медицины Николаю Алексееву удалось найти уникальные архивные документы, проливающие свет на историю создания ограды городской больницы. В сведениях о расходах амбулаторных сумм Челябинской городской больницы за 1892–1899 годы отмечены расходы: кузнецу Шмотину (1894 год) — «За планки, крюки, пробои и прочая для каменных столбов ограды — 140 р. 70 коп.», подрядчику Юдину Д. Г. (1897 г.) — «За кладку ограды столбов 51 шт. по 12 р. — 854 р. 20 коп.». «Работа и материалы: камня бутового на 285,25 руб.; цемента (только в 1893 г. закупали) на 12,00 руб.; извести на 145,20 руб.; песку и щебня на 57,83 руб.; столбов лиственных — 31 шт. на 13,12 руб.; Юдину за кладку каменного забора (1897 г.) — 854,20 руб…
Дом жилой одноэтажный по нынешней улице Красноармейской, 91, в Челябинске принадлежал Ивану Деревянину. Иван Аверьянович был плотником, как и его отец, дед и прадед. Вся жители деревни в Вятской губернии занимались плотничеством. Отсюда и фамилия Деревянины. В 1870-е годы старший Деревянин привез свою семью в Челябинск. Участок на улице Солдатской (ныне Красноармейская) принадлежал некоему Линдбергу, который продал его вместе с домом в две комнаты Деревянину. Иван Аверьянович построил в 1903–1904 годах большой флигель (так называли второй дом на земельном участке), а также расширил старый дом до трех комнат.
Как писал истории Чернавский, «в 1826 г. в Челябе был построен на казенные средства чухломским купцом С. Юдиным двухэтажный каменный корпус для присутственных мест, а внизу — для тюрьмы (на месте, где был фасад Пушкинского сквера), но это здание разрушилось в 1834–1836 гг.». Следует отметить, что этот Юдин получил подряды и на ряд других зданий в Оренбургской губернии. И почти все эти здания были построены очень халтурно.
Говорят, коронавирус не так опасен, как обычный грипп или туберкулез. Это бред
Генпрокуратура назвала регион-лидер в «тюменской матрешке» по получению взяток
В Тюмени горящий ресторан Tesla Burger тушили 18 спасателей
В Хабаровском крае солдаты жестоко избили сослуживца
Собянин объявил о розыгрыше 10 квартир среди вакцинированных от ковида
Как жители США пережили мощные торнадо. Спали в ванне и бесстрашно танцевали на фоне бушующей стихии